Художник Константин Алексеевич Васильев написал более 400 работ. Это исторические полотна, портреты и пейзажи, сказочные сюжеты, былинно-мифологические сюжеты.
Очень сложный художник. И это касается не только того, что называется творческим наследием.
Попробую пояснить.
С одной стороны, мы видим такие просто фундаментальные работы – «Нашествие» и «Маршал Жуков». И тут же «Илья Муромец – борец с христианской чумой» и «Автопортрет». Особенно «Автопортрет»… Он вам ничего не напоминает?
По этой причине работы художника особенно популярны у современных неоязычников и антисемитов. Полагаю, что нравятся они (некоторые из картин) и неонацистам. Однако, про неонацистов – это только моё предположение.
Когда на одном из достаточно популярных сайтов я увидел «источником вдохновения для Васильева стали искусство Третьего Рейха, скандинавская и славянская мифология», то первой мыслью стало – маркетинговый, достаточно спорный, ход.
А потом нашёл автопортрет художника. И меня начали терзать «смутные сомнения»…
Он точно советский художник или это художник советского периода, который не мог писать «от души» по той простой причине, что в те годы за любовь к Третьему Рейху можно было сильно пострадать? И не только от КГБ. Общество было совершенно нетерпимо к фашизму. Раны от войны были слишком свежими и мучительными, если тут уместно слово «слишком». И было достаточно сведущих людей, которые своими глазами видели «искусство» Третьего Рейха. Искусство как в прямом, так и в переносном смысле.
Вот тут передо мной и встала проблема: Стоит ли публиковать работы этого художника и рассказывать о своих сомнениях?
А с дугой стороны – это только мои предположения и сомнения. Может же так случиться, что это только я увидел в некоторых работах нацистскую символику и скрытый подтекст? У художника свой взгляд на русскую культуру, её истоки и пути развития. А я этого не понимаю.
Потому, давайте я расскажу вам о самом художнике.
Биография художника Константина Алексеевича Васильева
Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в городе Майкопе, во время оккупации. Его отец, Алексей Алексеевич, до войны трудился главным инженером на одном из майкопских заводов, а во время войны ушёл к партизанам.
В 1946 году у супругов Васильевых родилась сестра Валентина. В 1949 году семья переехала в поселок Васильево под Казанью. В 1950 году у Константина появилась ещё одна сестра – Людмила.
Костя Васильев рисовал с самого раннего детства и когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, его отправили в школу-интернат при Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова.
Три года Константин Васильев изучал живопись в Москве, но тут сильно заболел Алексей Алексеевич, и мать потребовала, чтобы сын вернулся домой.
Константин перевелся на второй курс Казанского художественного училища.
После окончания училища художник увлекся сюрреализмом и абстрактным экспрессионизмом, но в конце шестидесятых годов резко изменил и тематику, и технику живописи.
Неизвестно, что случилось, но предполагается, что художник увлекся скандинавскими и ирландскими сагами, русскими былинами и т.д.
Вот тогда и появились те картины, которые я сегодня хочу предложить вашему вниманию. Безусловно, это не всё творческое наследие художника. Я включил в свою галерею наиболее известные (за исключением автопортрета) работы художника.
В 1976 году Константин Васильев трагически погиб – попал под проходящий поезд вместе со своим другом.
А теперь давайте перейдем к обещанным ранее картинам.
Картины художника Константина Алексеевича Васильева
Ссупер работы, хотя совковые академики от красок и полотна его не признавали. И кто помнит этих академиков со своими «Ленин в Разливе», «Ходоки у Ленина», Сталин-утро нашей родины» и т.п. Жаль только, что Васильев при жизни так и не дознался, что вторую мировую войну рпзвызали Гитлер и Сталин.
«Совковые академики» бывают только у «совков», «скакунов» и прочих борцов с собственным мозгом. Что же касается советских художников, то совсем не плохо их помнят. Тем более, что там была крепкая талантливая школа, да и большинство нынешних «гениев» училось у тех, кого Вы назвали «совками». Что касается Второй мировой войны, которую развязали Гитлер и Сталин, то похоже кроме Вас об этом никто не знает — какая-то отдельная фантастическая история.
Спасибо за статью и за Ваши наблюдения . Хотела для работы использовать картину на тему Валькирия Рассмотрела картину Васильева, и стало как-то не по себе, идея хорошая но закрались подозрения.Рассмотрела много его работ и……однозначно что -то не-то.Последняя капля была автопортрет в коричневой рубашке.Стала искать информацию на эту тему, может я одна это заметила и наткнулась на Вашу статью.Картины могут быть красивыми, техничными, талантливыми,НО самое главное что они несут, и от кого исходят.Гитлер тоже был не плохим художником .Обратите внимание на глаза в обоих автопортретах Васильева. Холодные, злые и еще какие-то, не могу подобрать правильных слов.Все его герои не от Света,это явно.Женщины какие-то жестокие Жница например это жесть .Илья Муромец -фанатичный черный огонь в глазах, а другие это же просто третий рейх -для меня однозначно .Еще интересно было бы узнать мнение насчет художника Алесандра Исачева.
Спасибо за вашу статью! У меня буквально недавно была похожая ситуация с восприятием творчества Васильева, только на неприятные подозрения меня натолкнула поза валькирии («Валькирия над сраженным воином»). Я даже написал небольшой рифмованный очерк, однако публика обвинила меня в мнительности.
Я мнение о художнике сформировал для себя таким образом: его с марксистской точки зрения безыдейность и увлечение нордическими темами сыграли с ним же дурную шутку, переведя его творчество в разряд неоднозначного и сомнительного. Васильев явно был националистом: возможно, сыграли роль межнациональные взаимоотношения в Татарии, где художник прожил почти всю свою сознательную жизнь — мало ли причин для развития бытового национализма, особенно в национальных субъектах. Но национализм с замершей в определенной позе валькирией или коричневой рубашкой на автопортрете — это уже, на мой взгляд, явный перебор.
А ведь жаль — был талант. Мне, например, нравится его «Северный орёл» — и композиционно, и стилистически выдержанная работа (надеюсь, без подтекстов). Достойна внимания, на мой взгляд:
Северный орел
Мороз суров, колюч и неприветлив.
Зима справляет свой языческий обряд.
И лес, как когти, обнажает ветви.
И до глубин пронизывает взгляд.
2019
Жаль, что художник ударился в сомнительные параллели: и его полотна о Древней Руси (например, «Витязь»), и даже некоторые его работы о Великой Отечественной отдают, как мне кажется, каким-то нездоровым «нордическим» пафосом.
Жаль.
ПОЛОТНА БЕЗУСЛОВНО ПАФОСНЫЕ, КАК ПАФОСЕН ВЕСЬ БЫЛИННЫЙ ЭПОС! СОЗДАННЫЕ ИМ ОБРАЗЫ ВЕЛИЧЕСТВЕННЫ И ПРЕКРАСНЫ… ЕГО ТВОРЧЕСТВО ЗАПОМИНАЕТСЯ, ЗАПАДАЕТ В ДУШУ И ВДОХНОВЛЯЕТ!
Нет, это надо же такое написать о Васильеве ! Нашли националиста-фашиста ! Нашли некие «параллели» ! Я , кажется, уже писал «коммент» по его творчеству ? Админу не понравилось ?! Жаль , однако.. 🙂
Что же могло админу не понравиться? Я принимаю все мнения. Возможно Ваш комментарий «ушёл» исключительно по техническим причинам. тем более, что картины Васильева мне, как минимум, нравятся.