Художник Иван Яковлевич Билибин – русский живописец, иллюстратор, театральный художник и оформитель, активный участник творческого объединения «Мир искусств».
Родился будущий художник 4 (16) августа 1876 года вблизи Санкт-Петербурга в посёлке Тарковка в семье военного морского врача Якова Ивановича Билибина. Мама Ивана Яковлевича, Варвара Александровна, дочь морского военного инженера, увлекалась музыкой, училась у знаменитого композитора Антона Григорьевича Рубинштейна, виртуозно играла на рояле.
Родители много времени уделяли образованию своего сына и в 1888 году Иван Билибин успешно поступил в Первую Санкт-Петербургскую гимназию, которую окончил, в 1896 году, с серебряной медалью.
В 1900 году Билибин, после окончания Санкт-Петербургского университета, получил диплом юриста.
Живописью Иван Яковлевич увлекался с раннего детства, но не предполагал, что профессия художника может стать его основным занятием. В 1895 году Билибин начал посещать художественную школу при Императорском обществе поощрения художников. Занятия в школе впервые заставили Ивана Яковлевича серьёзно задуматься о карьере художника.
В 1896 году, после окончания художественной школы, молодой художник едет в Мюнхен и поступает учеником в мастерскую художника Антона Ашбе. После возвращения в Россию Билибин занимается в школе–мастерской княгини Марии Тенишевой под руководством Ильи Репина, а затем поступает в Высшее художественное училище при Академии художеств, в класс Ильи Репина.
Случилось так, что в 1899 году, Билибин, совершенно случайно, оказался в деревне Егны Тверской губернии.
Деревенька Егны – это настоящая русская глухомань. Там не просто Русью пахло. Это то, что называлось и сто лет назад Седой Русью.
Молодой художник Билибин каждое утро вставал вместе с солнцем, перекидывал через плечо ящик с красками и краюхой хлеба, и уходил на весь день в поля на этюды. Дорога бежала между тихими речками, поднималась на зеленые холмы и терялась в темных низинах. Над лугами стелился медовый запах травы, от редких хуторов аппетитно пахло печеным хлебом и парным молоком. Для художника это стало ощущением и пониманием Родины, её истоков и вековой мудрости.
В то далекое лето молодой художник Иван Билибин превратился в художника великого, которого вскоре узнала вся Россия. Родился «билибинский стиль».
Пройдет совсем немного времени и иллюстрации от Билибина будут гарантией успеха для любой книги.
А сам художник всю жизнь постоянно совершенствует манеру письма, ищет гармонию цвета и новые формы.
Критики называли его художником раскрашенных форм и лубковой живописи. А художник не обращал на них внимание и совершенствовал технику своего акварельного рисунка.
Друзья прозвали его «Иван – железная рука». Пять квадратных сантиметров каждый день. И ни миллиметром больше. И ни миллиметром меньше. Это было его железным правилом. И это цель и отличительная черта художника – рисунок, который гармонично объединяет изобразительное и декоративно-орнаментальное. Но такой рисунок рождает конфликт. На лицо плоскостность изображения и глубинность человеческого видения. Билибин великолепно решает эту проблему.
Посмотрите на его картины: орнамент не уплощает их, а становится красивой рамой к объемному изображению.
В деревне Егны, были созданы иллюстрации к трем сказкам: «Об Иване-Царевиче…», «Царевна-Лягушка», «Василиса Прекрасная». И эти иллюстрации начинающий художник принёс в Экспедицию заготовления Государственных Бумаг. Работы Билибина произвели, как бы сейчас сказали, фурор, и моментально был заключён контракт на издание.
В последующие годы Иван Яковлевич был загружен работой – иллюстрировал сказки Пушкина, русские народные сказки и былины. Кроме того, увлёкся оформлением праздничных открыток, попробовал себя в создании рекламы, работал как театральный художник.
С 1907 года Билибин преподаёт в школе Общества поощрения художеств.
После Октябрьской революции художник уезжает в Крым, где живёт и работает до 1919 года. Затем с отступающей белой армией оказывается в Новороссийске, откуда, в феврале 1920 года, на пароходе «Саратов», эвакуируется в Египет и оказывается в английском лагере Тель-эль-Кебире. С 1920 года Билибин живёт в Каире, создаёт эскизы панно и фресок для особняков богатых греков, изучает искусство Востока, искусство Древнего Египта.
В 1925 году Иван Яковлевич переезжает в Париж, где работает художником-оформителем и создаёт просто изумительные декорации к русским операм, иллюстрирует русские сказки, сказки братьев Гримм и сказки «Тысячи и одной ночи».
В 1936 году художник возвращается в Россию, т.е. уже в СССР. Поселился в Ленинграде, начал преподавать во Всероссийской Академии художеств, иллюстрировал книги и много работал как театральный художник.
После начала Великой Отечественной войны отказался эвакуироваться из осаждённого Ленинграда. Когда квартиру художника разбомбили, он перебрался в подвал бывшего Императорского общества поощрения художников. Этот подвал и стал его последним домом.
7 февраля 1942 года Иван Яковлевич Билибин был доставлен в больницу, где врачи констатировали смерть от голода и обморожения. Похоронили художника в братской могиле на Смоленском кладбище.
Картины и иллюстрации художника Ивана Яковлевича Билибина
(продолжение следует)
Локти кусать хочется от зависти, белой конечно!
Прекрасный пост, спасибо