Художник Василий Дмитриевич Поленов – русский живописец, всемирно признанный мастер пейзажной, жанровой и исторической живописи, педагог, Народный художник РСФСР.
Биография и творчество художника Василия Поленова
Художник Василий Поленов родился в июне 1844 года в Петербурге, в многодетной дворянской семье. Его отец, Дмитрий Васильевич Поленов, был известным в столице археологом и библиографом, секретарём Русского археологического общества, который увлекался искусством, изучал летописи и историю.
Мама художника, Мария Александровна (урождённая Воейкова), была детским писателем, занималась живописью.
В детстве будущий художник много времени проводил в имении своей бабушки В.Н. Воейковой, дочери известного архитектора Николая Львова. Вера Николаевна, после ранней смерти родителей, воспитывалась в доме Гаврилы Державина, хорошо разбиралась в русской истории, знала народную поэзию, сказки и русские былины. Бабушка много времени уделяла внукам, поощряла их увлечение живописью, устраивала для детей творческие конкурсы, в которых победитель, как в Академии, награждался медалью.
Для наиболее одарённых детей (старшего Василия и младшей Елены) были наняты педагоги по живописи из числа студентов Академии художеств. Так в доме Поленовых появился П.П. Чистяков, встреча с которым стала действительно судьбоносной для Василия Поленова.
С 1861 по 1863 годы Поленов учился в Олонецкой губернской мужской гимназии, которая располагалась в городе Петрозаводске. После окончания гимназии Василий, вместе со своим братом Алексеем, поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет. А после лекций, как вольноприходящий ученик, посещал лекции в Академии Художеств. А ещё изучал анатомию, посещал уроки по строительному искусству, изучал начертательную геометрию и историю изящных искусств, пел в студенческом хоре и даже сочинял музыкальные произведения.
Вскоре Василий Поленов оставил университет и стал постоянным учеником натурного класса Академии Художеств. В 1867 году молодой художник окончил курс в Академии Художеств с серебряными медалями за рисунки и этюд, принял участие в конкурсе на золотую медаль по классу исторической живописи.
В январе 1868 года Поленов вернулся в университет, но уже на юридический факультет, защитил, в 1871 году, диссертацию по теме «О значении искусства в его применении к ремёслам».
В 1869 году картине «Иов и его друзья» была присуждена малая золотая медаль.
В 1871 году за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира», Василий Поленов был награждён большой золотой медалью и в 1872 году, как пенсионер академии, отправился на шесть лет в заграничную поездку по странам Европы.
Художник посетил Мюнхен и Вену, Флоренцию, Неаполь и Венецию, некоторое время жил и работал в Париже, где кроме прочего написал полотно «Арест графини д’Этремон» — за эту работу в 1876 году Поленову будет присвоено звание академика.
Написанная в Германии картина «Право господина» будет продана Павлу Третьякову за очень большие деньги – меценат был настолько поражён полотном, что купил его не торгуясь.
В 1874 году Василий Дмитриевич, по приглашению И.Е. Репина, приезжает в курортное местечко Вёль (Нормандия), где пишет знаменитые картины «Нормандский берег» и «Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия».
Италия представляется мне не такой, как принято ее изображать. Желто-красных тонов я как-то мало вижу, разве при закате, а мне представляются скорее серебристо-оливковые, то есть серые.
Это впечатление от Италии художник показал в картине «Итальянский пейзаж с крестьянином».
За два года до окончания срока заграничной поездки Поленов начал хлопотать о досрочном возвращении на родину.
Пользу она [заграничная поездка] мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что все, что до сих пор я делал, не то, все это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т. д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь.
В 1876 году художник возвращается в Россию и вскоре оказывается на русско-турецкой войне в качестве официального художника при главной квартире наследника-цесаревича (будущего Всероссийского императора Александра III). Василий Дмитриевич создаёт целую серию иллюстраций о жизни армии на войне для журнала «Пчела». А вот батальных полотен писать не стал.
В своём письме к русской певице Марье Климентовой-Муромцевой художник так объясняет своё душевное состояние:
Сюжеты человеческого изуродования и смерти слишком сильны в натуре, чтобы быть передаваемы на полотне, по крайней мере, я чувствую еще в себе какой-то недочет, не выходит у меня того, что есть в действительности, там оно так ужасно и так просто.
Вернувшись с войны Поленов увлечённо работает в области театрально-декоративной живописи, с 1882 года становится преподавателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учениками становятся И.И. Левитан, И.С. Остроухов, К.А. Коровин, А.Е. Архипов, А.Я. Головин, Е.М. Татевосян и ещё целый ряд впоследствии ставших знаменитыми художников.
В 1878 году, на VI Передвижную выставку, Поленов представил свою картину «Московский дворик», которая была написана с натуры в одном из арбатских переулков. Успех картины был оглушительным и совершенно неожиданным для автора, которого с этого момента нарекли родоначальником нового жанра в живописи – интимного пейзажа.
Самому Поленову «Московский дворик» не нравился и он в сопроводительном к картине письме писал:
К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным, надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время.
В 1879 году художник становится членом «Товарищества передвижных художественных выставок».
После «Московского дворика» художник приобретает славу мастера эпического пейзажа и слава эта только растёт после работ, которые были написаны в результате путешествия по Оке и по Ближнему Востоку, по местам связанным с колыбелью христианства.
Из поездки по святым местам Поленов привозит картину «Христос и грешница», а также и другие картины, которые написаны в совершенно новой для живописца манере.
В 1888 году художник представляет публике картину «На Тивериадском (Генисареретском) озере».
В 1890 году на деньги вырученные от продажи картины «Христос и грешница» Поленов приобретает небольшое имение на берегу Оки в Тульской губернии, строит по собственному проекту дом с художественной мастерской и называет своё имение «Борок». В этом имении художник много работает, даёт уроки для детей из окрестных сёл. А ещё строит народный театр и церковь в ближайшем селе Бёхове.
В 1899 году Василий Дмитриевич отправляется в новое путешествие на Ближний Восток с целью собрать материал для задуманной художником грандиозной серии «Из жизни Христа». В 1909 году картины, написанные в результате этой поездки, были представлены публике и выставка имела грандиозный успех.
После Октябрьской революции Василий Поленов продолжает просветительскую деятельность: работает с крестьянской молодёжью, создаёт театральные кружки, преподаёт детям основы живописи. При этом находит время и для творчества – в 1919 году была окончена картина «Разлив на Оке», которая впоследствии будет названа лучшей в позднем творчестве Поленова.
В 1924 году в Третьяковской галерее была организована персональная выставка Поленова в честь 80-летия живописца, а в 1926 году Василию Дмитриевичу было присвоено звание Народного художника РСФСР.
В июле 1927 года Василий Дмитриевич Поленов скончался в своей усадьбе «Борок» и был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово на крутом берегу Оки.
И снова чудо-пост! Кажется, ну что ты не знаешь о Поленове, а читаешь и смотришь с таким упоением и восторгом! И оживают вновь картины памятные с детства: Московский дворик, Бабушкин сад, Заросший пруд, Христос и грешница! Как замечательно и сильно сказано: Мастер интимного пейзажа, пейзажа настроения, лирического пейзажа! Совершенно потрясают чудными красками и светом картины Василия Дмитриевича из жизни Христа, а это ужасное Право господина?! Вроде бы и краски светлые, а впечатление самое гнетущее.
Чудный художник! Замечательный труд, спасибо! И столько открытий!
Спасибо! Я этот пост готовил больше недели. Хотелось найти какие-то особенные слова… Мне кажется, что у меня не очень получилось. И я рад, что Вам понравился мой пост о Василии Поленове.
Напрасно, Вы очень строги к себе! Я не обмолвилась, когда назвала это творение души и сердца, и ума — замечательный труд, именно Труд! Поверьте мне, всё получилось, всё выверено до мелочей, всё рассказывает, показывает и представляет творчество художника самым великолепным образом! И я сделала немало открытий для себя, например, я не знала, что Василий Дмитриевич Народный художник РСФСР! О других открытиях я молвить не буду, чтобы не выглядеть совсем уж профаном!:) А какой подбор у вас картин?! Всё просто превосходно!
Хочу присоединиться к словам благодарности Елены. Да, картины В.Поленова восхитительны, но особой благодарности заслуживает их подборка, краткая история написания. Т.е. сама публикация.
И не только по Поленову. Интереснейших публикаций за последние несколько месяцев было много. Спасибо за Вашу работу.
Поскольку обращаться к Вам можно только через комментарии, то эту часть можно не публиковать, но хотелось бы поделиться мыслями. Недавно прочитал у одного автора:
«»Советская живопись» — это великий океан, одна из величайших визуальных эмиссий в истории. Она полна выдающимися, подчас просто вершинными и даже исчерпывающими, закрывающими тему высказываниями в таких жанрах, как пейзаж, ситискейп, индустриальная живопись, натюрморт, жанровая живопись…Масштаб и качество портретной эмиссии советской эпохи не могут не впечатлять….»
Верность этой фразы подтверждает Ваша деятельность . С Вашей помощью открыл для себя большое количество художников, советского времени и современных, о которых раньше не знал.
Поражает разнообразие талантов и высокий уровень мастерства. А ведь есть еще огромное количество мастеров так и не добравшихся до столичных выставочных залов, но по качеству работ не уступавших именитым. Помню одного такого — Владимира Ивановича Лысенко, новороссийского художника, мастера местного пейзажа, мариниста, отличного портретиста. Этим последним он и был востребован, т.к. местные власти делали ему заказы. Но не свои портреты (как у нынешних), а портреты ударников производства, моряков, рыбаков. Ну и конечно для души и выставок — прекрасные пейзажи родных мест. Умер Владимир Иванович и наследие его ушло в запасники. Вдова передала картины в собственность города с условием, что когда-то будет открыта галерея его имени. По-моему до сих пор не открыта, даже на доме, где он жил нет мемориальной доски. За более чем 20 лет коллекция работ Владимира Ивановича сильно уменьшилась, т.к. должного учета не было, а картины в цене сильно поднялись. Многие уплыли заграницу. На городском кладбище есть бюст с надписью «Заслуженный деятель культуры РСФСР» . Помнят о нем 60-70-летние, кто хоть как-то был связан с культурной жизнью города.
Хороший был художник и человек.
Прекрасен пост о Поленове, одном из любимейших художников. Восхитительное мастерство Поленова! Необъяснимое очарование… Восторг охватывает всегда, сколько ни смотри на его Пруд или Дворик и пр. работы. Спасибо Вам за ежедневные подарки любителям прекрасного! Всё у Вас получается хорошо, от души. Мы ждем Ваши посты, они вдохновляют, напоминают, радуют, объединяют нас.
Огромное Вам спасибо! Замечательный комментарий!
Спасибо! За добрые слова и добрые пожелания. Огромное спасибо!
Для меня только московский дворик и заросший пруд просто гениальны. Это настоящая Россия.