художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 01

Автопортрет

 

Джон Эверетт Милле – один из самых знаменитых английских живописцев, и один из основателей революционного (в живописи) «Братства прерафаэлитов», вундеркинд, отмеченный богом и осыпанный всевозможными наградами королевских дворов Европы – не было до Милле художника, который был бы так награждён, вознаграждён и отмечен сильными мира сего.

Художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) родился в июне 1829 в небольшом английском городке южном Саутгемптоне. Рисовать начал в раннем детстве и рисовал так, что родители, ради развития таланта своего сына, были вынуждены в 1838 году переехать в Лондон. Работы девятилетнего Джона Эверетта Милле показали возглавлявшему в те времена Королевскую Академию Мартину Арчеру Ши – президент Академии пришёл в восторг от способностей Джона и мальчика отправили учиться в лучшую художественную школу Великобритании.

По окончании первого года обучения в школе John Everett Millais был награждён Серебряной медалью Общества искусств Великобритании. А когда Милле вышел получать награду, жюри и публика в зале просто онемели – художник был чрезвычайно маленьким для такой высокой награды в таком престижном конкурсе.

В художественной школе Джон отучился два года и поступил в Королевскую Академию художеств. В возрасте 11 лет. И стал самым молодым студентом за всю историю академии. Однокашники прозвали новичка Малышом – он был не просто молод, а ещё и очень мал ростом даже для своего возраста.

Шесть лет Малыш Джон провёл в стенах Академии, и за это время участвовал в выставках, успел получить целую коллекцию медалей за свои работы и понять, что английская академическая живопись невероятно скучна, статична и безжизненна.

В 1846 году молодой художник окончил академию с выпускной исторической картиной «Писарро берёт в плен Инку Атауальпу» — английские критики назвали это полотно лучшей работой на академической выставке 1846 года.

 

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 02

Писарро берёт в плен Инку Атауальпу

 

В 1848 году, на одной из выставок, Джон Эверетт Милле познакомился с Холманом Хантом и Данте Габриэлем Россетти. И эти трое, после недолгих переговоров, решили создать «Братство прерафаэлитов», которое должно было бы изменить всё искусство Британии. А для достижения этой великой цели необходимо забыть всё, что было создано в искусстве после Рафаэля – вернуться к традициям живописи средних веков и раннего Возрождения, и отказаться от бесконечного безжизненного подражания «великим оригиналам».

А ещё молодой троице срочно требовался авторитетный и влиятельный покровитель, который мог бы объяснить английской публике прелести нового течения в живописи.

В первые годы существования «Братства прерафаэлитов» публика снисходительно принимала удивительно натуралистические и яркие работы молодых художников с учётом их молодости и обусловленными молодостью неумелостью и незрелостью. Однако, скоро мэтрам английской живописи стало понятно, что это не временное отклонение от академического курса, а самый настоящий и хорошо спланированный бунт: «прерафаэлиты» успешно прогрессируют с каждой новой работой, а кроме того ещё и отстаивают своё видение живописи в собственном журнале «Росток».

В 1850 году Милле представил на выставку в Королевской Академии полотно «Христос в родительском доме».

 

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 03

Христос в родительском доме

 

И впервые Милле услышит в свой адрес не только критику, но насмешки и прямые оскорбления. Самая большая претензия к картине молодого художника состояла в том, что члены Святого семейства написаны не как небожители, а как простая трудовая семья: натруженные тяжёлой работой руки, грязные пятки, заваленная опилками и прочим рабочим мусором мастерская… И это Святое семейство?

Критиков возглавил сам великий Чарльз Диккенс.

И тут на защиту молодого таланта выступил не менее великий Джон Рёскин – один из самых влиятельных арт-критиков Великобритании, литератор и художник, который сам ратует за верность природе, дотошное изучение любой изображённой на картине детали.

Джон Рёскин уже «открыл» для Англии и сделал всемирно известным художником Тёрнера, а теперь он решает поддержать популяризировать «прерафаэлитов».

А Милле просто одержим так любимой Рёскиным точностью – уже много лет молодой художник с раннего утра и до вечерних сумерек работает на пленэре. Малыш Джон так точно пишет природу, что профессора ботаники приводят студентов для изучения растений по картинам молодого живописца.

 

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 10

Офелия (фрагмент)

 

А для создания человеческих фигур художнику позируют родители, друзья и друзья друзей, любовницы, продавщицы лондонских лавок и проститутки.

Рёскин настолько поражён талантом Милле, что рекомендует своего протеже в академики, а ещё просит художника написать его, Рёскина, портрет.

Академиком John Everett Millais станет в 1853 году. Устав Академии не позволял принимать кого-либо в академики до достижения соискателем возраста 24 лет. И Джон Милле стал самым молодым академиком Королевской Академии художеств.

А с портретом Рёскина получилось и совсем неловко…

Джон Эверетт Милле, по приглашению Джона Рёскина и его жены Эффи, отправился на всё лето в Гленфинлас, на арендованный коттедж к водопаду. Предполагалось, что молодой художник напишет портрет Рёскина и несколько пейзажей с натуры, Эффи будет следить за хозяйством, а сам Рёскин, занятый чтением лекций по современному искусству в Эдинбурге, будет навещать жену в свободное от чтения лекций время.

Университетские лекции Рёскина проходили с огромным успехом и руководство университета, с согласия лектора, увеличило число лекций…

Лето кончилось. Милле написал потрет и все задуманные пейзажи.

К этому времени Эффи, жена Рёскина, доказала перед врачами и юристами свою девственность в качестве весомого аргумента для получения развода с Джоном Рёскиным – за 5 лет брака супруг ни разу не согласился на интимную близость со своей женой.

Супругов развели и через год Эффи стала женой Джона Эверетта Милле.

А Рёскин, с той поры, называл все новые картины своего бывшего протеже катастрофой и ночным кошмаром.

Женитьба несколько изменила Милле. С одной стороны, любящая жена и восемь очаровательных детей, совершенно счастливая семейная жизнь в большом уютном собственном доме, с ежегодными летними поездками на отдых в Шотландию, золотая медаль на Всемирной выставке в Париже, целая гроздь орденов от монархов и республик Европы, звание академика и баронета (впервые в истории художник получил титул), доктора философии и т.д. и т.п. Можно сказать, что художник получил столько званий и регалий, что и в мечтах к полученному сложно было бы что-то добавить.

Даже первая в истории реклама «Малыш, выдувающий мыльные пузыри», принадлежала кисти «великого Милле».

 

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 04

Малыш, выдувающий мыльные пузыри

 

В то время, как сверстники художника по богемной традиции сходили с ума от галлюцинаций и совершали попытки суицида в опиумном угаре или искали истину в путешествиях по странам Востока, растрачивали себя и состояния на любовниц – Джон Милле трудился не зная усталости и продолжал двигаться вверх, к самым вершинам английского общества, насколько это вообще было возможно для художника.

Впрочем, современники художника отмечали, что богатство и слава совсем не изменили «Малыша Джона» — он был так же внимателен и приветлив, и работал, как каторжный. Сам художник говорил, что вынужден писать каждый день – заказов от которых невозможно отказаться становилось всё больше и больше. Члены королевской семьи, герцоги, лорды, графы и баронессы, их дети, жёны, ближние и дальние родственники – все хотели портреты кисти великого Милле. И очень скоро художник вырабатывает некий портретный шаблон – позы, выражение лиц, одежда и задний план начинают повторяться от работы к работе.

Завистники утверждали, что ненасытная Эффи требовала от своего знаменитого мужа всё больше и больше денег на содержание дома и воспитание детей, и таким образом вынуждала супруга брать выгодные, но чрезвычайно скучные заказы. Однако, с большой долей вероятности можно предположить, что это выдумки именно завистников. Милле был в достаточной степени мужчиной, чтобы принимать самостоятельные решения. И «скучные портреты» — это сознательный выбор живописца. Пусть даже и ради семьи, но сознательный.

Примерно за полгода до смерти Джону Эверетту Милле предложили стать во главе Королевской Академии искусств и художник это предложение принял, хотя и был тяжело болен. У Джона был рак горла. Тяжёлая операция художника уже не спасла. А он продолжал писать до самой своей смерти, невзирая на страшные боли. Живопись позволяла этой боли не чувствовать.

В августе 1896 года великого английского художника не стало.

 

Картины художника Джона Эверетта Милле (John Everett Millais)

 

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 05

Лоренцо и Изабелла

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 06

Марианна

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 07

Офелия

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 08

Гугенот

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 09

Приказ об освобождении

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 11

Осенние листья

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 12

Луиз Джоплинг

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 13

Пропитанный влагой утёсник

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 14

Весна (Яблони в цвету)

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 15

Странствующий рыцарь

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 16

Моя первая проповедь

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 17

Ласточка

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 18

Воспоминание о Веласкесе

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 19

Мисс Эвелин Теннент

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 20

Выкуп

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 21

Северо-Западный проход

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 22

Убежище для роялиста

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 23

Кот в сапогах

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 24

Самые милые глаза, которые кто-либо видел

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 25

Помона

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 26

Яркие глаза. Портрет Ефимии «Эффи» Грей

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 27

Спелая вишня

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 28

Размышления

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 29

Черви – козыри

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 30

Эффи Милле, урождённая Грей

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 31

Вы мне писали

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 32

Портрет Алисы, дочери художника (фрагмент)

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 33

Ламмермурская невеста

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 34

Канун дня Святой Агнессы

художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) картины – 35

Задумчивость