художник Михаил Нестеров картины – 01

Автопортрет

Поистине великий русский живописец, Академик живописи, Заслуженный деятель искусств РСФСР и Лауреат Сталинской премии.

Художник Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе в 1862 году, в купеческой семье. Его мать, Мария Михайловна, из старинного купеческого рода Ростовцевых, была женщиной строгой и властной. Отец, Василий Иванович, был достаточно успешным торговцем мануфактурой, человеком независимым в суждениях и прямым в своих желаниях. Василий Иванович успешно вёл своё дело, но больше дел мануфактурных его увлекала литература и русская история.

К таланту сына проявлял большое участие и понимание, поддерживал сына во всех его творческих начинаниях и трудах.

До 1874 года Михаил Нестеров жил и учился в местной гимназии. Однако, отец решил, что губернская гимназия не сможет дать сыну хорошего образования и отправил сына в Москву для учебы в техническом училище. Увы, но отец оказался прав – Михаил не выдержал вступительных экзаменов в училище.

Михаила устроили в реальное училище К.П. Воскресенского. Неудача с поступлением в техническое училище оказалась большим поворотным событием в жизни Нестерова – в реальном училище талант будущего художника разглядел Воскресенский и помог молодому человеку поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в класс В.Г. Перова. Уже через два года обучения в училище молодой художник начал участвовать в выставках. Ещё через год, в 1881 году, Михаил Нестеров оставляет Московское училище и поступает в Петербургскую Академию художеств.

Академия художеств откровенно разочаровала Нестерова и, не закончив курса, он возвращается в Москву к своему любимому учителю. Однако, Перов уже тяжело болеет и вскоре умирает.

Нестеров снова поступает в Московское художественное училище. Его учителями становятся А.К. Саврасов и В.Е. Маковский.

В 1884-1885 годах художник пишет картины на исторические темы: «Приём послов», «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы), «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным».

 

художник Михаил Нестеров картины – 02

Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным

художник Михаил Нестеров картины – 03

Сбор на погорелый храм в Москве

художник Михаил Нестеров картины – 04

Приём послов

В тот же период, для заработка, художник начинает иллюстрировать журналы и книги (в том числе и сказки А.С. Пушкина).

В 1885 году Нестеров написал картину «Призвание М. Ф. Романова на царство». За это полотно Михаил Васильевич получил звание свободного художника.

 

художник Михаил Нестеров картины – 05

Призвание М. Ф. Романова на царство

 

Буквально за пять лет Нестеров приобретает известность, как автор жанровых картин и картин на историческую тему. Публика очень  благосклонно приняла такие полотна, как:

«Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской», «Поход московского государя пешком на богомолье в XVII в.», «Свадебный поезд на Москве в XVII в.».

художник Михаил Нестеров картины – 06

Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской

 

Летом 1885 года, вопреки воле родителей, Нестеров венчается с М.И. Мартыновой. Я совсем не зря решил отметить это событие в творческой биографии художника. Михаил Васильевич страстно любил свою супругу, но в 1886 году, в мае, случилась трагедия – молодая жена родила дочь Ольгу и умерла после родов. Образ любимой жены многие годы преследовал художника и он писал её портреты огромное количество раз. Её лицо мы видим в исторических и жанровых картинах. Это, как пример, и несколько вариантов «Царевны», и «Христова невеста». Всё она – любимая и безвременно ушедшая.

 

художник Михаил Нестеров картины – 07

Христова невеста

 

Вот что писал Дурылин:

Как Тургенев, написав Асю, Лизу и других их сестёр и подруг, создал свой женский образ, и достаточно сказать: «тургеневская девушка», чтобы младшая сестра пушкинской Татьяны предстала пред нами, так достаточно произнести «нестеровская девушка», чтобы появился перед нами живой облик девушки из народа, поэтический образ, неразрывный с безмолвной печалью.

Художник создал свой «нестеровский женский образ» — образ поэтический, с чуткой и одинокой душой, полной внутренней красоты и страдания, очень русский и почти народный.

В 1886 году за картину «До государя челобитчики», художнику было присвоено классное звание и Большая серебряная медаль.

Ещё одной знаковой работой, которая раскрывала великую скорбь и душевную красоту русской женщины, стало полотно «За приворотным зельем». Это тема неразделенной несчастной любви.

 

художник Михаил Нестеров картины – 08

За приворотным зельем

 

А потом был «Пустынник»

Эта картина была показана публике на XVII Передвижной выставке. О молодом художнике не просто заговорили – пресса назвала его одним из лучших живописцев нового времени.

 

художник Михаил Нестеров картины – 09

Пустынник

 

Вот что о картине написал Сергей Дурылин:

Зрителю передавалось тёплое любящее умиление, с которым бредущий по бережку старец в лаптях взирает на «кроткое природы увяданье» и на эту худенькую, взъерошенную ёлочку, на последнюю алую ветку рябины, на прибрежную луговинку и первым, робким ещё снежком.

«Пустынник» ещё до начала выставки был приобретен П.М. Третьяковым.

На вырученные от продажи картины деньги Нестеров отправился в своё первое заграничное путешествие – он посетил Германию и Австрию, Италию и Францию. Природа, архитектура и живопись Европы просто поразили молодого художника.

 

Великая картина художника Михаила Нестерова

 

В 1890 году художник закончил писать картину «Видение отроку Варфоломею». Полотно написано на сюжет «Жития преподобного Сергия». Нужно сказать, что картина вызвала самые разные отзывы (в том числе и критические), но стала сенсацией XVIII Передвижной выставке и была приобретена Третьяковым.

 

художник Михаил Нестеров картины – 10

Видение отроку Варфоломею

 

До самого конца своей жизни Нестеров был убежден, что «Видение отроку Варфоломею» — это лучшее, что удалось ему создать.

Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я.

Полотно стало первым в целой серии работ, которые художник посвятил Сергею Радонежскому – образ святого волновал живописца на протяжении всей жизни.

Случилось так, что «Отрока Варфоломея» увидел профессор Старцев, который руководил росписью Владимирского собора в Киеве. И был просто поражен талантом художника. Старцев нашел художника и предложил Нестерову работу по росписи собора. Нужно сказать, что Михаил Васильевич долго колебался, но предложение принял. И ещё 22 года, с огромным удовольствием, расписывал церкви и реставрировал иконы.

Для изучения традиций византийской живописи художник отправился в путешествие, посетил Константинополь, Равенну, Рим и Палермо. Работа по росписи храмов принесла художнику огромную известность и, что греха таить, большое количество заказов. Однако, сам художник был редко доволен своей работой – человек глубоко и искренне верующий, он очень критично относился к этому роду своей творческой деятельности. Всегда присутствовало желание сделать больше и лучше.

Работа в храмах сильно повлияла на творчество живописца – появилась целая религиозная тема «Святая Русь». В 1895 году Нестеров закончил полотно «Под благовест» (авторское название «Монахи»).

В 1901 году, желая глубже узнать и  прочувствовать мир русских монастырей, Михаил Васильевич отправляется на белое море в Соловецкий монастырь. Итогом этого путешествия стала целая серия картин: «Соловки», «Мечтатели», «Тихая жизнь», «Молчание», «Обитель Соловецкая» «Лисичка» и другие.

 

художник Михаил Нестеров картины – 11

Лисичка

художник Михаил Нестеров картины – 12

Отцы пустынники и жёны непорочны

художник Михаил Нестеров картины – 13

Молчание

художник Михаил Нестеров картины – 22

На горе

Нужно сказать, что в своих «православных» работах живописец не изображал ни архиереев церкви, ни пышных церковных праздников, ни золотого внутреннего убранства храмов.

Сергей Дурылин писал:

Своих монахов-простецов Нестеров всегда выводит из келий, из церквей, из монастырских стен — уводит их в лесную глушь и оставляет там одних с их молитвой, лицом к лицу с животворящей природой, наедине с ёлочками да берёзами, а в собеседники даёт им птицу да зверей. (…) Тема эта была постоянной, неотлучной от Нестерова темой — блаженного общения верующего человека с природой.

В 1902 году Нестеров решил показать публике ещё не законченную работу «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы». Пришедшая на показ картины Екатерина Петровна Васильева через несколько месяцев стала второй женой Нестерова.

В 1905 году художник вступил в «Союз русского народа», более известный советским людям, как «Чёрная сотня». Что побудило его на этот шаг? Может быть, живописца так напугала кровавая смута Красной Пресни?

В этот же период художник написал целую серию картин о горестной судьбе русской женщины и вере в Бога. Такая «любовь-жаль», где чуткая и ранимая женская душа, которая одарила своим светом недостойного и смогла найти свой покой только за стенами старообрядческого скита.  Картины: «Великий постриг», «Две сестры»,  «За Волгой», «Одинокие», «Думы».

 

художник Михаил Нестеров картины – 14

Великий постриг

художник Михаил Нестеров картины – 15

За Волгой

художник Михаил Нестеров картины – 16

Послушницы на берегу реки

Будучи человеком православным, Нестеров испытывал особое почтение и трепет к старообрядчеству, как к вере более старой, более русской.

И всего одна картина в творчестве художника рассказывает о любви счастливой – «Два лада». Картина написана в 1905 году и рассказывает о счастье первой любви, которая так созвучна молодой и яркой весне.

 

художник Михаил Нестеров картины – 17

Два лада

 

Последней предреволюционной работой художника стала «Душа народа». Картина-размышление.

 

художник Михаил Нестеров картины – 18

Душа народа

 

Вот, что говорил о ней сам живописец:

У каждого свои «пути» к Богу, своё понимание его, свой «подход» к нему, но все идут к тому же самому, одни только спеша, другие мешкая, одни впереди, другие позади, одни радостно, не сомневаясь, другие серьёзные, умствуя…

Октябрьская революция просто перевернула жизнь художника – семья Нестеровых уехала на Кавказ, потом был Армавир, где художник тяжело заболел и долгое время не мог работать. Нестеровы вернулись в Москву только в 1920 году.

В послереволюционный период Михаил Васильевич начал писать портреты. Это и портрет жены, портреты членов семьи, близких друзей, людей творческих. Основная масса – это женские портреты.

 

художник Михаил Нестеров картины – 19

Амазонка. Потрет дочери

художник Михаил Нестеров картины – 23

Портрет Екатерины Петровны Нестеровой

 

Особо следует отметить работу «Девушка у пруда».

 

художник Михаил Нестеров картины – 20

Девушка у пруда

 

Вот что о портрете сказал Максим Горький:

О каждой нестеровской девушке думалось: она в конце концов уйдёт в монастырь. А вот эта девушка — не уйдёт. Ей дорога в жизнь, только в жизнь.

В 1938 году Нестеров был арестован и провел несколько недель в тюрьме. Арестован (и расстрелян) был зять художника, а любимая дочь попала в лагеря из которых вернулась на костылях.

 

художник Михаил Нестеров картины – 24

Юность преподобного Сергия

 

В 1941 году за портрет И.П. Павлова художнику была присвоена Сталинская премия. 

Последней работой художника стала «Осень в деревне» (1942 год).

А в октябре 1942 года художника не стало. Нам же осталось его творческое наследие с вечно живым «Отроком Варфоломеем».

 

художник Михаил Нестеров картины – 21

Святая Русь