Художник Николай Дмитриев-Оренбургский. Сцены турецкой войны

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 01

Стрелецкий бунт

Академик и профессор батальной живописи, знаменитый русский жанровый и батальный живописи девятнадцатого века.

Он писал батальные сцены так, что даже военные были потрясены и поражены точностью в деталях, эмоциях, передаче драматизма битвы. Вот только сам художник никогда не был участником тех событиях, о которых писал свои картины.

Биография художника Николая Дмитриева-Оренбургского

Николай Дмитриев родился в 1837 году, в семье помещика Дмитрия Дмитриева, в Оренбургской губернии. Детство мальчика прошло в родительском доме, потом была губернская гимназия в Уфе.  После окончания гимназии родители повезли молодого человека в Санкт-Петербург и начали готовить сына к поступлению в юнкерское училище.

В это время в Петербурге проживал известный русский художник Василий Шебуев, который был не только большим художником, но и академиком, заслуженным ректором Императорской Академии художеств. Кем были Шебуеву родители Николая и каким образом академик увидел работы будущего известного русского художника-баталиста – история таких сведений не сохранила. Однако, достоверно известно, что именно Василий Козьмич Шебуев настоятельно посоветовал чете Дмитриевых «в виду обнаружившегося таланта»  определить сына в Императорскую Академию художеств.

Так Николай Дмитриевич попал в академию, в класс академика Фёдора Бруни.

Учёба, изначально, давалась будущему художнику легко – он быстро получил четыре малых и одну большую серебряные медали, а в 1860 – малую золотую медаль за программную картину «Олимпийские игры».

Окрыленный успехом Николай Дмитриевич задумал написать два больших полотна: «Стрелецкий бунт» и «Софья Витовна на свадьбе Великого князя Василия Тёмного». Художник рассчитывал получить за эти картины получить Большую золотую медаль и успешно закончить академию.

Однако, «человек предполагает, а бог располагает». Академики решили картины молодого художника не награждать, а Николай Дмитриевич собрал волю в кулак, справился с уязвленным самолюбием и начал писать ещё одну картину.

Но тут случился знаменитый «бунт 14-ти» под руководством Ивана Крамского и Николай Дмитриев-Оренбургский примкнул к «бунтовщикам», и был выпущен из академии со званием классного художника II степени на вольные хлеба.

Николай Дмитриевич принял самое активное участие в создании Санкт-Петербургской артели художников (в которой состоял до 1871 года), начал интересоваться жизнью простого народа и даже «пошёл в народ», для изучения крестьянского быта.

Так появился целый ряд жанровых полотен со сценами крестьянской жизни. А ещё художник трудился (ради хлеба насущного) в качестве иллюстратора. И писал портреты на заказ.

В 1868 году Дмитриев-Оренбургский представил на академическую выставку свою картину «Утопленник в деревне». За эту картину художник II степени Дмитриев получил звание академика. Кстати, именно тогда Николай Дмитриев превратился в Николая Дмитриевича Дмитриева-Оренбургского. Новоиспеченный добавил к своей фамилии эпитет «Оренбургский», чтобы его не путали с другими художниками Дмитриевыми.

Годом спустя художник был приглашен в свиту великого князя Николая Николаевича Старшего для увековечивания княжеского путешествия по Кавказу, Воронежской и Харьковской губерниям.

Из путешествия Дмитриев-Оренбургский привез целый альбом карандашных рисунков и 1871 году был отправлен за казенный счет, на три года, в заграничную командировку по Европе, для изучения европейской живописи.

Художник живет и работает в Дюссельдорфе, а по окончании срока командировки едет не в Россию, а в Париж.

Следующие десять лет своей жизни Николай Дмитриевич живёт и работает в Париже, активно участвует в создании «Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников», ежегодно выставляет свои работы на Парижском салоне и лишь иногда, изредка, отправляет свои картины в далёкий Петербург.

Большая часть «парижских» работ Дмитриева-Оренбургского была в Париже и реализована, «растворилась» в частных коллекциях, а потому информации о картинах этого периода просто нет (и не известно, сохранились ли картины). Интересно то, что по воспоминаниям современников в Париже Николай Дмитриевич, в большей части, писал жанровые картины русского крестьянского быта.

И именно в Париже Дмитриев-Оренбургский вдруг увлекся батальной живописью.

В 1877 году русская армия выступила в Балканский поход против Турции, имел место быть невероятный всплеск патриотизма, просвещенная Европа сочувствовала русским. Вот и Николай Дмитриевич решил попробовать себя, как художник-баталист.

Уже после окончания военной компании художник приехал в Петербург и сумел, использую своё знакомство с Великим князем Николаем Николаевичем Старшим,  показать свои эскизы императору.

А император заказа художнику несколько батальных полотен о уже закончившейся войне.

Дмитриев-Оренбургский вернулся в Париж и попытался писать ту войну во французской столице…

В 1885 году художник вынужден вернуться в русскую столицу: пришлось изучать документы, общаться с участника битв, выехать в Болгарию на места боев. Девять лет ушло на изучение «материала», наброски, эскизы…

И вот через 9 лет батальные картины Николая Дмитриева-Оренбургского начали появляться на выставках. И с большим успехом. Даже скупой на похвалы В.В. Верещагин отозвался очень тепло о работах «нового» баталиста.

Николай Дмитриев-Оренбургский становится профессором живописи, целая серия его картин выставляется в Помпеевской галерее Зимнего дворца,  огромное количество репродукций батальных полотен художника появляется в журналах, красочных открытках.

Впрочем, нашлись и критики. Но очень скромные.

Художник писал батальные полотна, периодически вспоминал о своём народничестве и писал жанровые картины о деревенской жизни, увлекся историческим рисунком.

Умер Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский в Санкт-Петербурге, в 1898 году.

Картины художника Дмитриева-Оренбургского

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 02

Великая княгиня София Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Тёмного

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 03

Воскресенье в деревне

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 04

Пожар в деревне

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 05

На пашне

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 06

Утопленник в деревне

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 07

Деревенская сценка

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 08

Штыковой бой полков русской гвардии с турецкой пехотой на Систовских высотах 14 июня 1877 года

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 09

Артиллерийский бой под Плевной

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 10

Захват Гривицкого редута под Плевной

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 11

Переправа русской армии через Дунай у Зимницы

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 12

Последний бой под Плевной

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 13

Сдача крепости Никополь

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 14

Представление Османа-паши императору Александру II

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 15

Въезд великого князя Николая Николаевича в Тырново 30 июня 1877 года

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 16

Генерал Михаил Дмитриевич Скобелев на коне

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 17

Портрет русского солдата добровольца

художник Дмитриев-Оренбургский картины - 18

Портрет императора Александра III

РЕКОМЕНДУЮ:

Обсуждение (2)
  1. Misha:

    Интересный успешный переход от картин крестьянского быта к батальным сценам-фактически хронике войны.Похвала Верещагина многого стоит!Мне очень понравились портреты Скобелева и особенно царя!Спасибо!

    • admin:

      Пожалуйста! Да, портреты у Дмитриева-Оренбургского действительно впечатляющие.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Навигация

Предыдущая статья: ←

Один великий гений формируется другим не столько за счет подражания, сколько в результате общения. Один алмаз шлифует другой.
Рейтинг@Mail.ru