Унесенные ветром. Успех или неудача.

биоргафии маргарет митчелл

Маргарет Митчел

Биография Маргарет Митчелл

Маргарет Митчелл. Что приходит на ум, когда ты слышишь это имя? Известная американская писательница, автор романа «Унесенные ветром». Роман стал бестселлером и был экранизирован. Фильм, «Унесенные ветром», стал классикой кино и имел не меньший, а может быть и больший успех, чем  роман.

Публика оценила и книгу, и фильм. С этим тяжело спорить. Цифры – это не просто факты. Это аксиома, которая не требует доказательств: книга издавалась и переиздавалась более 120 раз, переведена на 37 языков мира. Фильм посмотрели миллионы зрителей. Безусловный успех! И что не так? Успех. Хочешь отомстить своим врагам – будь успешным. Хочешь завести себе врагов – будь успешным.

Сказать, что публика приняла роман хорошо – это не сказать ничего. Извините за банальность, но успешность и популярность любого автора, при рыночной экономике, определяется очень просто – покупают или не покупают.  Все остальное надумано, притянуто за уши  и не существенно. Огромный и раскупленный тираж, как мне кажется, не дает повода для спора: является автор популярным или не является? Ответ объективен и достоверен.

А вот как отнеслись к роману профессиональные литераторы и критики? «Дамский роман, который наивно дерзает подняться до уровня настоящей литературы», «бульварное чтиво для домохозяек», «женщина не может подняться над своими эмоциями и создать что-либо стоящее в литературе, как и вообще в искусстве», «домохозяйка, которая не написала ни одной книги, не может быть автором этого романа» и т.д.

Много, очень много критического и даже просто порочащего, написано о Маргарет Митчелл и ее «Унесенных ветром». Начиная с того, что роман вообще не имеет ничего общего с литературой и заканчивая утверждениями, что автором романа является муж Маргарет и/или ее брат. Ее открыто обвиняли и обвиняют в плагиате, в воровстве сюжетов и персонажей.

Я не могу утверждать, что ознакомился со всеми творениями критиков – по своему объему это «творчество» значительно превышает объем романа Маргарет Митчелл. Но что же так взволновало профессионалов от литературы? Они профессионалы и они знают, что и как нужно писать. Они уже много чего-то написали и опубликовали. Именно они авторитеты в литературе и только они могут решать, что имеет право на жизнь и что достойно успеха. А тут какая-то безвестная, бесталанная и изнывающая от безделия, домохозяйка пишет роман, который мгновенно становится бестселлером. Обидно однако.

И что делают критики? Они не пытаются понять причины успеха. Они хотят убедить читателя, что написанное Маргарет Митчелл не может и не должно быть популярно: это бульварщина, это безвкусно, это плагиат, это не литература. И обвиняют в этом автора. А кого еще обвинить? Сказать читателям, что они безмозглые бараны, у которых нет вкуса и малейшего понятия о «настоящей» литературе – это довольно рискованно. Они же читатели и, по большому счету, именно они вершат судьбу каждого автора, голосуя «за» или «против» своим кошельком. 

Как объяснить, по мнению критиков, успех романа? Все очень просто – автору повезло. Т.е. она изначально не должна была иметь этого успеха, она ничего не делала для достижения этого успеха и она не имела права на этот успех. А ей все равно повезло. Банально и даже пошло, в обход более достойных людей. Просто с неба упало. Очень интересное объяснение, когда оно звучит из уст совсем не глупых и авторитетных авторов.

биография Митчелл Маргаретт

Унесенные ветром

Мое советское детство не было нищим, но и до полного материального благополучия было очень и очень далеко. Случалось так, что, иногда, на улице удавалось находить мелкие монетки: 10 или 15 копеек. Один из моих товарищей нашел целый рубль. И была у меня мечта: найти на улице кошелек (прямо мечта Саши Корейко) в котором будет много-много денег. И я куплю целый килограмм шоколадных конфет. И будет мне счастье.

Маленький человек может верить, что «ничейный» кошелек на асфальте – это подарок с неба. Взрослый человек не может не понимать, что «ничейных» кошельков не бывает. Даже такой «успех» является результатом причинно-следственных связей: кто-то и по какой-то причине положил деньги в кошелек, пошел именно по этой дороге, и именно на этом участке дороги что-то случилось (например зазвонил телефон), и в результате этого происшествия кошелек оказался на асфальте. А тот, кто нашел этот кошелек, не стоял целый день в ожидании чуда, а тоже по какой-то причине шел именно по этой дороге и именно в это время. И самое главное, взрослый человек не может не понимать, что «нашел кошелек» и «мой кошелек» — это не синонимы. Законодательство четко регламентирует, что следует делать с таким «счастьем» и что будет, если этого не делать.

К чему я так долго и нудно писал про кошелек? Даже такой «успех» имеет причинно-следственные связи. А настоящий и большой успех не может быть результатом просто чуда. Это итог каких-то событий и встреч, поступков правильных и трагических. Мы – это прошлое и настоящее. Человек, это даже не цепочка, это целая паутина или, если хотите, лабиринт поступков и их последствий. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов и «повезло». Но «повезло», это не упало с неба. Это двигаясь по лабиринту, в определенном месте, выбрать правильное направление. Не стоять на месте, а именно двигаться. Для того кто стоит, направление не важно.

И с этих позиций я предлагаю пройти по «лабиринту» (т.е. жизненному пути) Маргарет Митчелл для того, чтобы попытаться понять:  был ли успех автора и ее романа закономерен, и где случилось «повезло». Или же это действительно, как уверяют критики, воля случая и досадное недоразумение в мире литературы. Я не буду говорить (или почти не буду) : «Обратите внимание – вот счастливый случай». Полагаю, что читатель и сам может определить, где и в каком месте поставить зарубку «на память».

Родилась Маргарет Манерлин Митчелл 8 ноября 1900 года в Атланте (штат Джорджия). Она была вторым ребенком в семье. Ее старшего брата (1896 год рождения) звали Стивенсом (Стефен).  Излишне говорить, что предки Маргарет не были коренными американцами: родители отца приехали в Америку из Ирландии, а родители матери – из Франции. Оба ее деда участвовали в Гражданской войне 1861-1865 года. А поскольку их семьи проживали в Атланте, то не сложно догадаться, что воевали они на стороне южан.  Более того, война прокатилась по всему югу Америки, поэтому будет неправильно говорить, что война напрямую коснулась только дедушек Маргарет – она прошла через всю семью. А затем нужно было выжить и пережить поражение. И это тоже коснулось всей семьи будущего автора романа.

Отец Пегги (детское прозвище Маргарет. В последующем так ее называли и близкие друзья), Юджин Митчелл, был известным в Атланте адвокатом – специалистом по недвижимости.  Семья совершенно не бедствовала и принадлежала к высшему свету города. Юджин Митчелл, в молодые годы, мечтал стать писателем, однако, по не известным причинам, мечта не осуществилась. Человек образованный, великолепный рассказчик, он был председателем городского исторического общества.  И о чем он мог рассказывать своим детям? Конечно о том, что было интересно ему самому (времена проходят, но мужчины не меняются) – о прошедшей войне: огромное количество всевозможных историй. Повторюсь, по воспоминаниям самой Маргарет и ее брата, он был великолепным рассказчиком.

Мать Маргарет, Мария Изабелла (часто упоминаемая как Май Бель), женщина целеустремленная, образованная и, для своего времени,  незаурядная. Она была одной из  основательниц Ассоциации католиков и Движения за избирательные права для женщин Джорджии. Своей дочери она старалась привить хороший вкус, в том числе и в литературе. Но судя по тому, что чтение стимулировалось финансами (за прочтение «хорошей» книги Маргарет получала от 5 до 15 центов), воспитательный процесс проходил совсем не просто.

Юная Пегги отдавала предпочтение приключенческим и любовным романам. А в двенадцать лет она открыла для себя кинематограф. В школе девушка училась посредственно, особенно сложно было с математикой. Будущая леди вела себя как мальчишка: лазила по деревьям и заборам, любила верховую езду. Вместе с тем, она хорошо знала бальный этикет и прекрасно танцевала.

Мать настойчиво пыталась убедить Пегги, что образование – это очень важно для девушки и женщины: «Женским рукам трудно найти приложение, но если есть что-то в голове, можно пойти далеко». Но у Маргарет были свои планы на будущее: она не собиралась быть ученным или писателем. Главное – удачно выйти замуж. К 17 годам она превратилась в очаровательную голубоглазую девушку, у которой не было отбоя от поклонников. Впоследствии Маргарет вспоминала, что она жалела, что не родилась мальчиком. А если бы она родилась мальчиком, то обязательно пошла бы на военную службу. Поэтому нет ничего удивительного, что первым ее избранником стал молодой офицер Клиффорд Генри. Они были помолвлены, но выйти замуж ей так и не удалось. США вступили в войну с Германией на стороне Антанты и молодой лейтенант погиб во Франции в 1918 году.

Маргарет поступает в колледж Смита в Нортгемптоне (штат Массачусетс). Ее увлекает медицина и, по слухам, она даже собирается на стажировку к Зигмунду Фрейду в Австрию. Этот период в жизни Пегги можно было бы и пропустить. В образовании она больших успехов не достигла, зато сумела стать центральной фигурой ряда скандальных историй. То, что она научилась курить и стала носить короткие юбки (не мини конечно, но очень коротко по понятиям начала двадцатого века) было только началом. В одной из газет появился опубликованный ей «Манифест феминисток». А затем в одной из газет был опубликован ее снимок: в брюках, ковбойских сапогах и шляпе. Это был настоящий скандал. Говорят, что ее бабушка демонстративно сожгла газету с фото в камине и заявила, что с этого момента у нее нет внучки.

В 1919 году Маргарет была вынуждена вернуться в Атланту. Ее мать заболела гриппом и умерла за сутки до приезда дочери. От сильных переживаний слег и отец. По существующей легенде дела в семье пошли из рук вон плохо и все хозяйство свалилось на плечи девушки. Что и как свалилось – об этом информации нет. Однако известно, что в это период Пегги вела очень активную светскую жизнь. Однако ее решительный и своенравный характер не всегда шел ей на пользу. Так известно, что ей отказали в приеме в авторитетную, в Атланте, Молодежную лигу. Добродетельные дамы не могли не вспомнить и «Манифест феминисток», и злополучную фотографию.

история жизни Маргарет Митчелл

Унесенные ветром

Но это не мешало юной леди пользоваться большой популярностью у сильного пола. Говорят, что число ее поклонников было просто огромно. В 1921 году она знакомится с Джоном Р. Маршем. Маршу 26 лет, он окончил университет в Кентукки и работает редактором в газете. Серьезный и ответственный, сдержанный и трудолюбивый. Это почти идеальный муж. Правда он не красавец и он сразу же влюбляется в Пегги. Она понравилась его маме, они строят планы на будущее, их друзья убеждены, что они непременно поженятся. Но для Пегги жених несколько пресноват. «Я хотела бы полюбить мужчину, — писала юная Маргарет, — и чтобы он любил меня больше всех других женщин. Я хочу выйти замуж, помогать мужу, растить здоровых детей. Но беда в том, что я не умею любить достаточно сильно…»

И в сентябре 1922 году Маргарет выходит замуж за Барриена Киннарда Апшоу. Смазливый красавец Ред (так его называли друзья и знакомые) бутлегер, т.е. занимается незаконными поставками алкоголя. Это скандал. Скандал усугубляет сама Маргарет: в те времена невеста шла к алтарю с букетом белых лилий. А Пегги появляется у алтаря с красными розами. Общество шокировано.

Совместная жизнь длится не долго: молодой муж оказывается грубияном и скандалистом, а иногда даже поколачивает свою жену. Точку в «счастливом браке» ставит Маргарет, когда застает своего мужа с горничной. Она уходит и требует развода. В начале двадцатого века развод – это скандал. А развод по инициативе супруги – это невероятный скандал. Рэд на развод не согласен и пытается вернуть Пегги в лоно семьи. Говорят, что до 1925 года (когда Апшоу нашли застреленным,) Маргарет спала с пистолетом под подушкой.

В том же 1922 году молодая женщина начинает работать журналистом «Атланта Джорнал». Биографы утверждают, что это стало следствием ее неумной натуры и желанием как-то проявить себя. Я полагаю, что все значительно проще: замужнюю даму должен содержать ее муж, а мистер Апшоу капиталами не обладал. А если учесть то обстоятельство, что совместная жизнь супругов продолжалась всего несколько месяцев, то желание Пегги (именно под этим псевдонимом она печаталась) работать вполне объяснимо: работа предполагает оплату, т.е. возможность зарабатывать себе на жизнь.

Следует обратить внимание и на тот факт, что в начале 20 века репортер – это мужская профессия. Тем не менее Маргарет берут на работу. Это я к тому, что будущая домохозяйка все-таки имела не богатый, но творческий опыт и способности к литературе. Двадцатые годы в Америке – это начало экономического спада. Газеты не получают дотаций от государства и живут на то, что удается заработать. Маловероятно, чтобы владельцы издания позволили себе взять в такой сложный период, на мужскую работу, женщину без особых талантов. Пегги проработала в газете четыре года.

В 1924 году она все-таки разводится с Апшоу и возвращает себе девичью фамилию. А в 1925 году Маргарет выходит замуж за своего давнего друга Джона Маршала. Можно предположить, что опыт первого брака сделал Пегги умнее и она не могла не заметить, что Джон это действительно тот человек, с которым она может быть счастлива. Именно Джон помог ей устроиться на работу в газету и именно Джон помогал в работе начинающей журналистке. И не только журналистке. После первого брака и до самой смерти Маргарет мучили приступы жуткой депрессии, и именно Маршал был тем человеком, который мог не только выносить эти приступы, но и эффективно выводить  Пегги из этого ужасного состояния. «Могу только сказать, — писала Маргарет матери Джона, — что я искренне люблю Джона, верного и сильного друга, которому я безгранично доверяю, и нежного, внимательного возлюбленного».

Маргарет продолжает работать в газете, но в 1926 году Джон Маршал получает повышение и Маргарет увольняется. Биографы очень часто пишут о том, что увольнение стало следствием травмы ноги, которая была получена еще в детские годы, а в 1926 году болезнь обострилась. Но я полагаю, что эта информация не в полной мере соответствует действительности. Сохранилось одно из писем Маргарет, в котором есть строки о том, что замужняя женщина обязана быть, в первую очередь, женой. Это совершенно удивительное заявление для автора «Манифеста феминисток» и борца за равные права женщин. И причина «больная нога» могла стать хорошим поводом избежать насмешек и порицаний за свои, как показала жизнь, детские и не зрелые поступки и высказывания.

Второй брак оказался очень удачным. Джон действительно очень любил Маргарет. Кроме того и безусловно, он был очень тонким и умным человеком. Домохозяйка Маргарет очень много читала. Но для такой деятельной натуры одного чтения было мало, а замужняя и благопристойная леди уже не могла позволить себе вести себя так, как вела себя юная Пегги. Начались депрессии. И именно Джон придумал способ, как сделать жизнь своей супруги более интересной и наполненной. Сначала мягко и иронично пошутил, что она так много читает, что скоро в библиотеке не останется книг для чтения, и если она захочет и дальше читать, то ей придется писать свои книги. А в 1926 году он подарил ей портативную пишущую машинку и поздравил с карьерой.

Его карьера двигалась достаточно удачно и он много работал. Но каждый вечер, после работы, он читал все, что творила его Пегги. Они обсуждали сюжеты и диалоги, вносили поправки. Джон был действительно очень способным редактором и очень тактичным человеком. Он собирал сведения для книги своей Пегги и приносил ей литературу из библиотеки. Сложно говорить сегодня о той роли, которую он сыграл в написании романа. Можно говорить о том, как эту роль оценила сама Маргарет – ее роман посвящен Д.Р.М. Не больше и не меньше.

В начальный период написания романа у Маргарет появилась новая подруга – мисс Лоис Дуайт Коул. Можно сказать, что это была очень близкая подруга. О том, что Маргарет пишет роман знали только некоторые родственники и очень близкие друзья. И мисс Круп входила в этот круг. Она бывала у Маргарет один-два раза в неделю. Барышни пили чай и просто мило сплетничали. Однажды Коул спросила: «Как продвигается написание великого американского романа?». «Меня от него тошнит, — ответила Маргарет. – Сама не знаю, зачем вожусь с ним. Просто некуда время девать».

Пэгги часами просиживала в библиотеке и сутки напролет печатала и печатала. А потом неделями не занималась романом. Главы упаковывались в конверты и хранились на полу в комнате, а затем в чулане. Что-то постоянно переписывалось и уточнялось, некоторые главы были написаны в нескольких вариантах. К 1929 году роман, в целом, был закончен. Правда не было первой главы романа, а некоторые главы были в 2-3 вариантах – Маргарет еще не решила, какой вариант развития событий выбрать за основной.  В 1930 – 1931 году она еще что-то редактировала и дописывала, но в целом работа была закончена.

В 1932 году Лоис Коул вышла замуж за Аллана Тэйлора и уехала в Нью-Йорк, чтобы занять должность помощника редактора в центральном офисе издательства «Макмиллан». А в 1933 году Маргарет получила официальное письмо из издательства с просьбой выслать свой роман для ознакомления. Маргарет вежливо отказалась, сославшись на то, что роман еще не готов.

А в 1935 году в Атланту приехал Гарольд Лэтем (вице-президент издательства «Макмиллан») и пожелал увидеться с Маргарет Митчелл. Лэтем появился в Атланте не случайно. Еще в начале 1935 года руководство издательства решило, что экономика в стране, после Великой депрессии, начала восстанавливаться и к 1936 году может появиться устойчивый спрос на художественную литературу. Следовательно, издательству нужны авторы, а для их розыска необходимо провести поисковую экспедицию. Именно Лэтем предложил начать экспедицию с Атланты, т.к. в 1934 году Каролина Миллер, из Атланты, получила Пулитцеровскую премию за свой роман «Младенец в душе». Соответственно, возникло предположение поискать на юге вторую Миллер. 

Лоис Коул рассказала Лэтему о начинающей писательнице из Атланты и  о ее рукописи: «Никто не читал ее, кроме мужа, но если автор ее может писать так, как говорит, это будет не книга, а конфетка». Лоис написала также Маргарет и Медоре Перкерсон, попросив их уделить как можно больше времени своему начальнику, чтобы его пребывание в городе было приятным и полезным.

Не буду описывать все уловки и попытки Лэтема, которые он предпринял для того, чтобы ознакомиться с рукописью. Маргарет была непреклонна и передавать рукопись решительно отказывалась.

И вдруг, в последний вечер пребывания Лэтема в Атланте, сама приехала к нему в отель и отдала все свои конверты с рукописью. Конечно, такой поступок не мог не вызвать удивления вице-президента издательства. Если бы он только знал, что стало причиной такого решения Маргарет? Говорят, что для успешной карьеры мужчины рядом с ним должна быть любящая, умная и амбициозная женщина. А что нужно для того, чтобы женщина захотела делать карьеру? Ей нужна «закадычная подруга».

Среди знакомых Маргарет была одна юная леди, которая считала себя писательницей. И когда в город приехал Лэтем, Маргарет пригласила эту даму к себе на чай для того, чтобы  молодое дарованье могло познакомиться с настоящим и авторитетным издателем. 

Далее я публикую выдержку из письма Маргарет к одной из подруг: «Среди них была одна девчонка, которая просто доводила меня своей книгой. Не успею я сесть за стол и начать работать — она уже тут как тут, ноет, что иссякла или не может писать любовные сцены, не напишу ли я за нее? Или звонит по телефону, вытаскивая из меня исторические факты, что я выкапывала неделями. Сгущались сумерки, и я везла ее и некоторых обожающих ее подружек домой после чая, вдруг кто-то спросил у меня, когда я собираюсь закончить книгу и почему я не отдала ее мистеру Лэтему.

Тут эта девчонка вскричала: «Неужели ты пишешь книгу, Пегги? Как странно, что ты никогда не говорила об этом. Почему же ты не отдала ее мистеру Лэтему?» Я сказала, что не сделала этого, так как она ужасная, и мне за нее стыдно. На что она ответила, правда, не нарочно: «Да, интересно. И правда, трудно подумать, что ты из числа тех, кто способен написать удачную книгу. Ты ведь сама знаешь, что не настолько серьезно относишься к жизни, чтобы быть романистом. И тебе никогда не отказывали издатели? Как странно! Мне отказывали самые лучшие издатели. Но моя книга — великая. Все говорят, что она получит Пулитцеровскую премию. Да, Пегги, я думаю, ты напрасно теряешь время, Ты не создана для этого».

Вот так все и случилось. К утру Маргарет опомнилась и отправила телеграмму Лэтему: «Пожалуйста верните рукопись я передумала». Но было уже поздно. Он уже прочитал рукопись и чутьем опытного издателя понял, что это именно то, за чем он и приехал в Атланту.  Редакционный совет рукопись одобрил и 17 июля Маргарет получила телеграмму, из которой следовало, что издательство рукопись возвращать не хочет, так как убедительно просит Маргарет Митчелл Марш подписать контракт на издание романа.

Перепуганная Пэгги позвонила на работу мужу. Она не могла поверить, что ее роман кому-то понравился. Джон ответил: «Ты лучше сядь поудобнее, чтобы не пришлось падать с высоты, когда до тебя дойдет, что кому-то кроме меня понравилась эта проклятая штука». Маргарет сказала: «Но я все-таки не могу понять, как они собираются распродать хоть что-то». Джон ответил: «Об этом не беспокойся: У нас с тобой столько родственников, что мы продадим, по меньшей мере, пять тысяч экземпляров в одной только Джорджии».

Полгода ушло на  доведение рукописи «до ума». Нужно было написать первую главу (на момент подписания контракта с издательством ее еще не было), отредактировать остальные главы. Главная героиня сменила имя с Пэнси на Скарлетт. У романа не было названия. И т.д. и т.п. Большой и очень тяжелый труд, но 1037 страниц поступили в редакцию в срок. 15 марта 1936 года были готовы гранки ручного набора, а 30 июля книга поступила в продажу.

В течении первого месяца было продано более 200 тысяч экземпляров. К концу года объем продаж превысил миллион экземпляров. Никто не ожидал такого успеха. То, что случилось, сама Маргарет определила двумя словами: «Разверзся ад».

Репортеры, фотокорреспонденты, литературные критики с разоблачениями и обвинениями в плагиате. Обожающие и бесцеремонные поклонники и тысячи писем. Тихая и размеренная жизнь семьи закончилась. От всей этой кутерьмы Маргарет ужасно страдала. И это не было кокетством: сохранилось большое количество ее писем, где она описывает свои переживания. В одном из писем описан такой случай: в дом Маршей вломился нервный молодой человек, который потребовал от Маргарет письменного заверения, что отцом ребенка Мелани был Эшли, а не Рэд. И Маргарет пришлось дать такое письмо.

биографический очерк о Маргарет

Унесенные ветром

В 1939 году началась экранизация романа. Маргарет решительно отказалась участвовать в съемках фильма. Но ее заваливали письмами и устными просьбами посодействовать и пристроить кого-то из родственников и знакомых на съемки. Митчелл даже не поехала на премьеру фильма. Бремя славы оказалось слишком тяжелым для этой женщины. Она понимала, что ее роман стал мировым достоянием, но она не желала, чтобы чужие люди вмешивались в ее личную жизнь и в жизнь ее семьи: измышления, бесконечные сплетни о ней, о муже, о книге и т.д.

Брат Стивен вспоминал: «Она устала, была нервной и раздражительной. Я никогда не видел ее такой за всю жизнь. Беспокойство сказалось на ней, она стала выглядеть старше, а лицо было явно изнеможенным».

Она не могла и не хотела писать. Только во второй половине сороковых годов жизнь начала входить в спокойное и привычное, для Маргарет, русло. Она даже решила, что пора вернуться к творчеству. Но как говорят англичане: «Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах».

11 августа 1949 года она с мужем пошла в кинотеатр. Они неспешно шли по ее любимой Персиковой улице. Внезапно из-за поворота на большой скорости вылетело такси и сбило Маргарет. Говорят, что таксист был пьян. 16 августа, не приходя в сознание, Маргарет Митчелл Марш скончалась и была похоронена на старом Оклендском кладбище Атланты. Ее муж Джон умер через три года.

конец биографии Маргарет Митчелл

Могила Маргарет Митчел в Атланте

Вот такой вот получился лабиринт. А относится ли роман «Унесенные ветром» к литературе и является ли успех романа закономерным, а не случайным? Я полагаю, что решать это не критикам, а читателям. Впрочем, читатели все давно решили: они не пишут отзывов на романы – они либо читают, либо не читают. Прошло почти 80 лет с момента появления первого издания книги. Первого, но далеко не последнего. Роман находит своего читателя и сегодня.

Обсуждение (2)
  1. Татьяна:

    Большое спасибо за столь подробную историю любимого романа, послала на ФсБ друзьям.

    • admin:

      Пожалуйста! Просто история уж больно любопытная. Большое спасибо за Ваши комментарии!

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Если смотришь в книгу и видишь фигу, значит, заначку уже кто-то стырил...
Рейтинг@Mail.ru