Она, безусловно, является одним из величайших художников-портретистов Франции и самой известной художницей Европы. В возрасте 14 лет Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен стала профессиональным художником, а повзрослев, была принята в члены академий живописи Франции, Италии, Великобритании и России. Творческое наследие художника насчитывает более 660 портретов и 200 пейзажей.
Художник Elisabeth-Louise Vigee-Le Brun (Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен) родилась в апреле 1755 года в семье малоизвестного художника Луи Виже, в Париже. Родители отправили шестилетнюю дочь в монастырскую школу, где девочка регулярно подвергалась наказаниям со стороны учителей за то, что рисовала на страницах книг и даже на стенах монастырского общежития. В 1766 году, в возрасте 11 лет, Элизабет вернулась домой и по протекции отца начала брать уроки живописи у друга семьи художника Франсуа Дуайена, а в последующем у Габриэля Бриара. Бриар, будучи членом Королевской академии живописи, имел мастерскую в Лувре. В этой мастерской юная художница познакомилась с Жаном-Батистом Грёзом и Жозефом Верне, которые также помогали Элизабет советами.
К концу шестидесятых годов Elisabeth-Louise Vigee-Le Brun рисовала настолько профессионально, что власти закрыли её мастерскую из-за отсутствия у юной художницы патента.
Когда Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен исполнилось 13 лет, умер её отец Луи Виже. Эта смерть так потрясла девочку, что она на долгое время оставила рисование. Для того, чтобы отвлечь дочь от горьких мыслей, мадам Виже повела Элизабет на выставку живописи в Люксембургский дворец. Увидев работы Рубенса и других известных художников, девочка была просто поражена. Много лет спустя, в своих воспоминаниях, она напишет:
Я была похожа на пчелу: жадно собирала ощущения, знания, которые были крайне полезны для меня, я была опьянена блаженством.
После посещения выставки она начала писать с натуры и даже попробовала себя в технике копирования работ великих мастеров.
В семидесятых годах семья Виже поселилась в доме на улице Сент-Оноре, напротив дворца Пале-Рояль, 15-летняя художница, которая находилась под покровительством двух богатейших дам Парижа: мадам де Верден (супруги генерального откупщика) и принцессы Марии-Аделаиды де Бурбон-Пентьевр (супруги герцога Шартрского), регулярно получала заказы от французских аристократов, в том числе и от членов королевской семьи.
В 1776 году Виже вышла замуж за торговца живописью, художника и ювелира Жана-Батиста Пьера Лебрена, который был близок к королевскому двору. Вскоре Элизабет была приглашена в Версаль рисовать французскую королеву. Марии-Антуанетте работа художницы понравилась и она сделала ещё несколько заказов. В 1783 году, благодаря королеве, Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен была избрана в члены Королевской академии живописи и скульптуры.
Творческая жизнь художницы складывалась просто замечательно, чего нельзя сказать о жизни личной – супруг оказался расточителем и мотом, увлекался карточными играми и легко проматывал заработанные женой деньги.
В восьмидесятые годы Виже-Лебрен много ездила по странам Европы, писала портреты европейских аристократов и царственных особ, была избрана в местные академии художеств.
С началом Великой Французской революции, Виже-Лебрен, вместе с дочерью Жанной Джули Луизой, покинула Францию и поселилась в Италии. В Италии она прожила два года, после чего отправилась в Россию. В Санкт-Петербурге Elisabeth-Louise Vigee-Le Brun была принята в члены Императорской Академии художеств, подружилась со многими влиятельными особами Российской империи, написала огромное количество портретов и мемуары о жизни в России.
По приглашению Наполеона художница вернулась во Францию, затем отправилась в путешествие по Англии. В Англии её настигло известие о смерти любимой дочери и законного супруга. Вскоре умер и её единственный брат. Эта череда смертей навсегда изменит жизнь Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен.
Она будет жить ещё долго и тихо умрёт в окружении племянниц в своём загородном доме в 1842 году, в возрасте 87 лет. После неё останется более 660 портретов и почти 200 пейзажей. И ещё много лет в далёком Санкт-Петербурге будут чеканить, согласно завещанию мадам Виже-Лебрен, золотые премиальные медали для ежегодного награждения самого способного ученика по классу живописи.
Картины художника Мари Элизабет Луизы Виже-Лебрен (Elisabeth-Louise Vigee-Le Brun)
Чудесный пост, спасибо
Пост очарование, пост наслаждение из самой эпохи Просвещения, подарившей миру феномен — женщину-художника, творческую личность, непревзойденную портретистку Элизабет Луиз Виже-Лебрен, единственным счастьем которой, по словам самой Виже, являлась живопись: «Все, что я пережила, убеждает меня в том, что мое единственное счастье заключено в живописи»!
Словно побывала в высшем обществе умчавшихся веков! Княгини, графини, принцессы, блистательные леди, вакханки — нежные чувствительные портреты великолепных дам! Все картины хороши, но более всего понравились портреты её «российского» периода, привлекающие значительно большей простотой, задушевностью и отсутствием манерности, присущей ряду ее портретов «французского» периода.
Огромное спасибо!