Испанский художник Хоакин Соролья (Соройя) не вошёл в число великих живописцев мира, как Рубенс, Веласкес или Гойя. Но, этот художник навсегда займёт своё особое место в испанской и мировой живописи. Не зря же ещё при жизни ему был присвоен особый титул – «Любимый сын Валенсии».
Художник Хоакин Соролья и Бастида (Joaquín Sorolla y Bastida) родился в феврале 1863 года в испанской Валенсии, в семье мелкого торговца. Когда Хоакину исполнилось два года (а его сестре Кончите один год), родители будущего художника умерли во время эпидемии холеры и сирот взяли на воспитание дядя и тётя. Дядя, Хосе Пикуэрес, работал слесарем и пытался обучить слесарному делу осиротевшего племянника. Однако, увидев, что у мальчика есть способности к рисованию не только не стал принуждать Хоакина, но и оказывал посильную помощь юному живописцу.
В возрасте четырнадцати лет Хоакин Соролья (Соройя) начал посещать уроки живописи в Школе ремёсел, а через год, после того, как дядя подарил Joaquín Sorolla шикарный ящик с красками, поступил в знаменитую Школу изящных искусств Валенсии. Педагоги всячески поощряли талантливого ученика, но для занятий живописью одного таланта мало – во все времена живопись была очень дорогим увлечением. И дяде Пикуэресу всё труднее было покрывать растущие затраты на обучение племянника. И чтобы помочь семье Соролья начал писать картины на продажу.
И тут в дальнейшую судьбу вмешался счастливый случай. Случай. Который без всякого преувеличения, определил дальнейшую судьбу Хоакина Сорольи и Вастиды. Случилось так, что молодой художник продал одну из своих картин владельцу антикварной лавки. Продал за сто реалов, но с условием, что половину суммы антиквар отдаст не деньгами, а ненужным старьём.
После этого и произошёл счастливый случай – в антикварную лавку забрёл по своим делам известный испанский фотограф Антонио Гарсиа Перис, который увидел вывешенную для продажи картину Сорольи и в восхищении не только купил полотно, но и нашёл автора. И стал опекать молодой талант. Фотограф взял на себя все расходы по приобретению красок, кистей и прочих расходных материалов, ввёл Хоакинав свой дом, где молодой художник познакомился с дочерью «опекуна» Клотильдой, которая через несколько лет стала женой Сорольи.
В 1881 году восемнадцатилетний художник отправился в Мадрид. В столице Соролья принялся копировать вывешенные в Прадо полотна Эль Греко, Веласкеса и Риберы, а затем отправлял эти копии на различные выставки. Некоторое время копии неизвестного автора не имели успеха. В 1884 году на национальной выставке в Мадриде картина «Оборона артиллерийской батареи Монтелеона» получила серебряную медаль.
Художник сделал ставку на модную в те времена монументальность полотна (размер картины 4 Х 5,8 м), а ещё на трагизм сюжета. Одному из своих друзей Хоакин Соролья сказал:
Чтобы стать известным и получить здесь медаль, нужно изображать мертвецов.
Вдохновлённый успехом Joaquín Sorolla пишет ещё одну «трагически-монументальную» картину о героическом сопротивлении граждан Валенсии нашествию войск Наполеона в 1808 году под названием «Крик Паллетера».
Власти Валенсии решили отметить своего талантливого земляка и за счёт бюджета города отправили Хоакина Соролью учиться в Испанскую академию изящных искусств, которая располагалась в Риме.
Во время учёбы в Риме художник посетил Париж, который в те времена считался столицей мировой, где увидел работы художника-реалиста фон Менцеля и художника-натуралиста Бастьен-Лепажа. Картиры французских художников настолько впечатлили Соролью, что он написал в сходной, с французскими художниками, технике полотно «Погребение Христа». Однако, такой реализм чрезвычайно возмутил его земляков, которые были ревностными католиками. Христос у Сорольи получился слишком «человечным», что в те времена было недопустимо при изображении библейских персонажей. Да и критики подлили масла в огонь обвинив молодого художника в избыточном вульгарном реализме.
Взбешённый Соролья уничтожил «Погребение Христа». Только в 1979 году специалисты смогли восстановить четыре чудом уцелевших фрагмента этой картины (сейчас эти фрагменты можно увидеть в Музее Сорольи).
А скандал как-то очень быстро стих и вскоре забылся.
В конце восьмидесятых годов Хоакин Соролья снова едет в Париж, где открывает для себя северных и особенно русских художников: Айвазовского, Крамского, Маковского и других. Русские художники особым образом передавали свет. После этого «знакомства» начинают «просветляться» и картины самого Сорольи.
Следующее десятилетие становится периодом международного признания таланта испанского художника Joaquín Sorolla y Bastida – картины живописца покоряют публику в разных странах и завоевывают массу наград на выставках по всему миру.
Знаменитая «Другая Маргарита», которая была написана художником под впечатлением от «Фауста» Гёте получила золото на выставке в Мадриде, первую премию на выставке в Чикаго. В Чикаго это полотно и купили для музея Университета Вашингтона.
Ещё одну работу «Возвращение с рыбалки», после того, как картина получила серебряную медаль Парижского салона, купили для Люксембургского музея.
Представленные в 1897 году в Мадриде картины «Портрет доктора Симарро с микроскопом» и «Научное исследование» моментально окрестили «шедеврами», «новаторскими картинами» и «вершиной натуралистической живописи» в творчестве Хоакина Сорольи.
В этих работах художнику удалось очень точно передать не только обстановку лабораторий, но и атмосферу научного поиска, внутренний мир и эмоциональное состояние персонажей.
А через два года, в 1899 году, Соролья ещё больше поражает Европу полотном «Печальное наследие».
На картине изображено купание в море детей, которым удалось выжить, но эти дети стали инвалидами в результате эпидемии полиомиелита в Валенсии.
Слава художника гремела по всей Европе. Полотно «Печальное наследие» получило Гран-при Парижской Всемирной выставки, а Хоакин Соролья был удостоен звание кавалера Ордена Почетного легиона.
Сорокалетнего Joaquín Sorolla y Bastida называют «главным испанским художником современности».
После написания «Печального наследия» художник отошёл от социальных тем и решил писать картины с вневременными сюжетами. Наполненные ветром паруса и изумрудные брызги волн, щедрая прекрасная земля Валенсии, солнечные лучи на старых улицах и струящиеся под напором ветра одежды.
Хоакин Соролья великолепно передавал свет: с величайшим мастерством художник выписывал солнечные блики и тени на телах детей, на листве и воде, на белоснежных парусах и лицах валенсийских рыбачек.
В 1912 году Соролья написал:
Искусство не имеет ничего общего с уродливым и грустным… Свет — это жизнь для всего, чего ни коснись, поэтому, чем больше света в живописи, тем она живее, правдивее и прекраснее.
Солнечные, лёгкие и радостные полотна испанского художника публика принимала с восторгом. Первая большая (было представлено более 500 полотен) персональная выставка Joaquín Sorolla y Bastida прошла в 1906 году в Париже. После выставки Хоакин стал офицером Почётного легиона.
В 1908 году на выставке в Лондоне художник познакомился с меценатом из США Арчером Хантингтоном, который основал в США «Испанское общество Америки в Нью-Йорке», который предложил Соролье провести выставку работ знаменитого живописца в новом свете. И уже через год через океан в США прибыло более 350 картин Сорольи. Две трети из этих работ раскупили любители живописи из Америки, а ещё художник написал более 20 портретов (в том числе и действующего президента Уильяма Тафта).
Благодаря этой поездке художник сумел, наконец-то, построить свой дом (до этого момента большая семья художника жила в съёмном жилье). Заработанных денег хватило на двухэтажный особняк с большим садом.
Старый лондонский знакомый, американский меценат Хантингтон, предложил Соролье написать большую серию картин из истории Испании. Но художник видел проект иначе – это будет серия «Виды Испании». Серия будет состоять из 14 панно. Каждое панно будет иметь высоту около 4 метров, а общая длина – 68 метров. На панно будут изображены разные области Испании.
Художник буквально метался по всей Испании: Каталония, Наварра, Севилья, Валенсия, Леон и Кастилия. Соролья писал уголки природы, улочки испанских городов и яркие народные праздники.
Последнее панно из серии «Виды Испании» художник отправил в США в 1919 году. Однако, результата своего поистине титанического труда Хоакин Соролья не увидел. Зал в «Испанском обществе» открыли только в 1926 году. К этому времени великий художник уже три года как лежал в могиле.
В 1920 году Joaquín Sorolla сразил инсульт. Прямо во время работы за мольбертом. Три года великий мастер пролежал в параличе. В августе 1923 года Хоакина Сорольи и Бастиды не стало.
Творческое наследие художника – более 2 000 полотен. Хранившиеся в семье художника картины, после смерти Сорольи, вдова живописца Клотильда передала в дар государству. В 1923 году в доме художника был открыт «Музей Сорольи». Первым директором музея стал сын художника Хоакин.
Картины художника Хоакина Сорольи и Бастиды (Joaquín Sorolla y Bastida)
Прекрасный пост, спасибо
Пожалуйста! Спасибо Вам за комментарий!
«Счастливый случай…» И какая Судьба , какое многогранное Творчество … Потрясающе ! Спасибо за пост !!
Полностью с Вами согласен. Хоакин Соролья (Соройя) — это гений мировой живописи. Спасибо Вам за комментарий!