Английский художник Джон Уильям Уотерхаус творил во времена поздней стадии прерафаэлитизма. Главным персонажем его работ стала женщина, сильная и властная, но и нежная, женственная, манящая и волнующая. Именно такая, какой она должна была быть во времена рыцарских баллад, великих подвигов и великой любви, у которой нет счастливого финала.
Биография художника Джона Уильяма Уотерхауса (John William Waterhouse)
Художник Джон Уильям Уотерхаус (John William Waterhouse) родился в апреле 1849 года в Риме, в семье известных английских художников. Обстановка творчества окружала Джона буквально с младенчества. В доме Уотерхаусов постоянно собирались художники, литераторы, музыканты и поэты. Да и сама атмосфера «вечного Рима» с его архитектурными шедеврами, волшебными фонтанами и скульптурами, старинными улицами навевала мечты и фантазии, в которых оживали герои старинных мифов и сказаний. Искусствоведы предполагают, что именно эта атмосфера Рима через много лет привела творчество John William Waterhouse к так называемому позднему прерафаэлитизму. Хотя сам художник никогда не считал себя последователем этого творческого направления.
Через пять лет после рождения Джона, в 1854 году, семья художников оставила Рим и вернулась в Лондон. Они поселились неподалёку от музея Виктории и Альберта. С детских лет Джон Уильям Уотерхаус работал вместе с отцом, писал копии картин, зарисовывал экспонаты Британского музея и Национальной галереи.
В 1870 году Уотерхаус с успехом сдал экзамены и был принят в Королевскую Академию художеств на курс скульптуры. Впрочем, очень скоро Джон перевёлся на курс живописи.
Искусствоведы отмечают, что в раннем творчестве художника ощущается сильное влияние известных живописцев сэра Лоуренса Альма-Тадемы и барона Фредерика Лейтона. Влияние было сильным, но недолгим. Очень скоро Джон Уотерхаус нашёл свой стиль, в котором гармонично соединились классицизм и романтизм, фатальная реальность и манящий романтизм. Нашлось место и модному в те времена импрессионизму.
Ранние работы художника регулярно экспонировались на академических выставках и в «Обществе английских художников», галерее Дадли, имели некоторый успех и, в целом, привлекали любителей живописи.
Настоящий успех пришёл к художнику в 1874 году, когда он представил на академическую выставку картину «Сон и его сводный брат Смерть».
Эта работа была очень тепло встречена критиками и публикой, наделала много шума в прессе и стала визитной карточкой Уотерхауса – полотно ежегодно выставлялось на выставках академии вплоть до самой смерти автора.
В 1883 году Джон Уильям Уотерхаус женился на английской художнице Эстер Кенуорти, которая писала натюрморты, выставляла свои работы в престижных галереях Лондона, в т.ч. и в Королевской Академии художеств. У молодожёнов родилось двое детей, которые вскоре умерли. Не смотря на эти трагедии брак можно назвать счастливым – супруги сумели сохранить любовь и прожили вместе много лет.
В 1885 году John William Waterhouse был избран в члены Королевской Академии художеств, а ещё через десять лет стал академиком. Все эти годы художник много работает, принимает активнейшее участие в художественной жизни Великобритании, преподаёт в академии и школе искусств St John’s Wood.
Последнее десятилетие своей жизни, несмотря на сильные боли, художник продолжал работать. Скончался в феврале 1917 года от онкологического заболевания. Похоронен на лондонском кладбище Кенсал Грин.
За свою жизнь Джон Уильям Уотерхаус написал более 200 картин. Работы художника экспонировались как в Великобритании, так и по всему миру. И неизменно имели просто оглушительный успех. Картинами Уотерхауса восхищались не только ценители прерафаэлитов и символизма, но и самые обыкновенные ценители живописи, которые не могли остаться равнодушными после знакомства с творчеством John William Waterhouse.
Оценили работы художника и финансисты – картины Уотерхауса оказались надёжным и прибыльным инструментом для вложения денежных средств.
Впрочем, современные критики пишут, что секрет популярности художника кроется исключительно в дивном очаровании выбранных им моделей.
О творчестве художника Джона Уильяма Уотерхауса (John William Waterhouse)
Подобно известным художникам-прерафаэлитам Джон Уотерхаус уходит от серой современности, которая его не вдохновляет, в мир мифологических и библейских сюжетов, в край легенд и баллад старой Англии, в захватывающую вселенную рыцарских романов. Главным героем своей живописи художник делает женщину. Женщину властную и сильную, соответствующую суровой эпохе, но при этом остающуюся женщиной, с её мятущейся душой и страстными порывами, мечтой о большой и светлой любви. Клеопатра и Офелия, Психея и Пенелопа, леди из Шалот, повелительницы и прорицательницы, реальные персонажи и прекрасные мифы, с трагической судьбой.
Художник всегда отдавал предпочтение трагическим и даже жестоким сюжетам. Так известная «Леди из Шалот» написана по мотивам старой английской легенды о Элейне из Эстолата, которая была проклята на вечное заточение в башне на безлюдном острове Шалот. В соответствии с проклятием леди должна была непрерывно ткать гобелены и не имела права даже на то, чтобы выглянуть в окно.
Но проклятая дева нашла выход – напротив окна висит зеркало и девушка, через это «отражение мира», видит природу за глухими неприступными стенами. И на прекрасных гобеленах появляются реальные картины острова Шалот.
И вот однажды мимо башни проезжает прекрасный рыцарь Ланселот. Элейне увидела рыцаря и моментально влюбилась. Волшебное зеркало лопнуло, узница покинула башню и устремилась вслед за рыцарем на лодке. Она поёт песню любви и эта песня становится лебединой для «Леди из Шалот» — девушка погибает от проклятия.
Полотно имело большой успех и Уотерхаус написал ещё две картины на тему «Леди из Шалот»: «Леди из Шалот смотрит на Ланселота» и «Меня преследуют тени».
У художника была, в целом, счастливая творческая судьба: к нему хорошо относились коллеги, критики и искусствоведы, его обожала публика. Он, со своими картинами из прошлого, оказался в нужном месте и в нужное время. Произошло стопроцентное попадание, когда талант и видение художника совпали с ожиданиями публики. Что бывает очень редко в судьбе творческих людей.
Картины Джона Уильяма Уотерхауса, что естественно, вышли из моды. Но случилось это уже после смерти их автора. А к концу двадцатого века искусствоведы и публика вспомнили о художнике и его картины снова обрели ценность. И ценность весьма немалую.
Картины художника Джона Уильяма Уотерхауса (John William Waterhouse)
Очень порадовали постом! Думаю, угодили всем: и художник прекрасный, и великолепное сопровождение картинной галереи текстом, написанным прекрасным, образным языком, и даже названия картин на месте — просто стопроцентное попадание!:) Шучу.
Публикация настолько хороша и представлена настолько ёмко, полно, что остается только любоваться красивыми картинами Джона Уильяма Уотерхауса, и то сказать, что полотна художника предоставлены таким достойным женщинам, как Клеопатра и Офелия, Психея и Пенелопа, да леди из Шалот! Прекрасны образы женщин, слов нет, но и сюжеты каковы — сюжеты из классических авторов, средневековых поэм, христианских легенд! Очарована картинами «Борей», «Офелия», «Домашние боги», «Цветы на лугу» и остальными!
Конечно же, великолепная баллада получилась!
Огромное спасибо!
Прекрасная баллада! За душу берет!Спасибо!!!
Огромное удовольствие от просмотра поста! Спасибо!