художник Михаил Савицкий картины – 01

Опознание

 

Страшные картины о войне Михаила Савицкого – выдающегося художника и педагога, Народного художника СССР и Беларуси, лауреата Государственной премии СССР и Беларуси, кавалера огромного количества боевых и трудовых орденов, участника Великой Отечественной войны.

Художник Михаил Андреевич Савицкий родился в феврале 1922 года в небольшой деревеньке Звенячи на Витебщине – цветущие яблоневые сады, изумрудные заливные луга и бескрайние хлебные и льняные поля. Будущий художник родился в большой семье железнодорожника Андрея Петровича и Анны Константиновны Савицких – в семье было пять детей (три старших брата и младшая сестра).

В 1940 году Михаил окончил, с отличием, среднюю школу и осенью того же года был призван в армию.

Великая Отечественная война застала Савицкого в Махачкале. 345-я стрелковая дивизия была переброшена на фронт. А в июле 1942 года красноармеец Савицкий принял свой последний бой в составе морского десанта у побережья Херсонесского мыса – прижатый к морю десант дрался четверо суток. Пока не кончились патроны. 4 июля 1942 года тяжело раненный Савицкий оказался в фашистском плену.

А потом был ад: тюрьма в Симферополе, пересыльные лагеря в Бахчисарае и Николаеве, 326-й шталаг, лагерь в Дюссельдорфе, концлагеря Бухенвальд и Миттельбау-Дора, каменоломни «Кровинки» в Тюрингии, концлагерь Дахау.

29 апреля 1945 года лагерь Дахау был освобождён союзными войсками. Был освобождён и узник 32815. Но он этого уже не видел – лежал умирающий среди горы трупов.

Потом был госпиталь, долгая проверка в фильтрационном лагере НКВД и служба в 6-й гвардейской дивизии.

В декабре 1946 года Михаил Андреевич демобилизовался и вернулся домой. К большой радости поредевшей семьи (два старших брата с войны не вернулись, а брат Иван пришёл с фронта инвалидом и в 1961 году умер).

На следующий год после демобилизации Михаил Савицкий поступил в Минское художественное училище, а после окончания училища стал студентом Московского художественного института имени В.И. Сурикова. Поучил «красный» диплом и квалификацию «художник-живописец».

В 1957 году художник вернулся в Минск. И начался новый этап в жизни художника.

Для Савицкого очень важно было, чтобы выстраданные им образно-пластические миры нашли путь к сердцу зрителя, заставили его по-настоящему сопереживать. Чтобы написать картину, иногда нужно, по его словам, «сжечь душу». И он, не жалея себя, её сжигал. Особенно тогда, когда работал над циклом больших полотен «Цифры на сердце» (1974–1987). повествующем о том. что автор пережил в гитлеровском плену. «Смертью смерть поправ» — именно так воспринимается этот художественно-исторический «документ» эпохи. В его образно-пластической структуре соединены реальные эпизоды лагерного ада. высокая символика и многозначная аллегория. Шестнадцать полотен этой цельной трагедийной «пьесы» с соответствующими действиями и актами отняли у Савицкого много сил и здоровья. Одновременно работа принесла ему большое внутреннее удовлетворение и чувство исполненного долга перед памятью тех, кто волей злого рока попал в жернова величайших катастроф XX столетия.

Картины художника Михаила Андреевича Савицкого

 

художник Михаил Савицкий картины – 02

Партизанская мадонна

художник Михаил Савицкий картины – 03

Канада. Канадой нацисты называли пункты, на которых у узников отбиралось все имущество. Обычно, после «Канады» людей загоняли в газовые камеры.

художник Михаил Савицкий картины – 04

Танец с факелами

художник Михаил Савицкий картины – 05

Летний театр. Летним театром лагерная охрана называла ямы для сожжения трупов. «Летние театры» гитлеровцы устраивали в тех случаях, когда крематории не успевали сжигать трупы.
На картине по обе стороны бульдозера, сгребающего в яму для сжигания тела убитых и замученных, были изображены две черные фигуры. С одной стороны — эсэсовец с автоматом, с другой — заключенный со звездой Давида на груди. По поводу этой второй фигуры разразился сильнейший скандал.
Вот что об этой истории написал сам Михаил Савицкий: «По мнению некоторых горячих голов, выходило, что этой картиной я оскорбил всех евреев. Но я-то знал, что пишу. Ведь это же факт, что среди внутрилагерного начальства, тех же жестоких капо, а также в зондеркомандах, которые сжигали трупы, было много евреев. Мне говорили, что это ложь. Я стоял на своём. Тогда в один из лагерей уничтожения в Польше был спешно отправлен министр культуры. Ему показали документы, подтвердили, что да, так оно и было. Тем не менее скандал разрастался. Требовали убрать если не саму картину, то знак с груди заключённого. Я сказал: ничего убирать не буду. Я пишу то, что видел своими глазами, пишу о взаимоотношениях между людьми, а также то жестокое время, которое, как бы вам теперь ни хотелось, не было однозначным».

художник Михаил Савицкий картины – 06

Побег

художник Михаил Савицкий картины – 07

Поющие лошади. Так нацисты называли команды по уборке трупов – узники, под страхом смерти, должны были вывозить трупы с песнями. Чтобы охране было не скучно.

художник Михаил Савицкий картины – 08

Надсмотрщик. Гитлеровцы в лагерях из предателей создавали «элитные подразделения» надсмотрщиков. И эти садисты отличались особой жестокостью. На картине изображен типичный эпизод на земляных работах — наказание за то, что больной, истощенный человек больше не может работать.

художник Михаил Савицкий картины – 09

Проклятье. Изображенная на картине сцена была каждодневным явлением лагерных будней. Многие узники не могли вынести нестерпимых мучений и унижений. Тогда находился наиболее простой выход — самоубийство. Со словами проклятья фашизму заключенные «шли на провод». И погибали от электрического тока или под пулемётами нацистов.

художник Михаил Савицкий картины – 10

Мадонна Биркенау. Над чернеющим силуэтом крематория женского лагеря Биркенау легко парит, возносится в небо мадонна — символ всех погибших матерей. Она такая же торжествующе прекрасная, какой изображалась в живописи Возрождения. Идеал любви, красоты и материнства для мракобесия недосягаем. Он неуязвим и бессмертен. И словно возрождая жизнь, пепел сожженных пророс скромными полевыми цветами.

художник Михаил Савицкий картины – 11

SOS! Изображенная на этом полотне сцена отражает события, которые происходили в Бухенвальде весной 1945 года. Подпольщики, коммунисты лагеря скопили оружие, смонтировали в ведре рацию. Готовилось восстание. Группа узников собралась вокруг рации. Их лица, застывшие в напряженном ожидании, озарены светом надежды, исступленной жажды» свободы. В эфир летит сигнал бедствия «SOS!».

художник Михаил Савицкий картины – 12

Узник 32815. На фоне кованых ворот Бухенвальда, в верхнюю часть которых вмонтирована надпись «Каждому свое», изображен юноша в жалкой робе заключенного. По ее полам пропечатаны буквы К, L — концентрационный лагерь. Маленький красный треугольник с буквой R означает — русский, политический. Под ним, как и на жетоне, подвешенном на бечевке,— номер, под которым числился узник. Потеря жетона каралась смертью. Это единственный автопортрет художника Михаила Андреевича Савицкого.

художник Михаил Савицкий картины – 13

Свобода

художник Михаил Савицкий картины – 14

Эттерсберг — Голгофа XX века

художник Михаил Савицкий картины – 15

Партизаны

художник Михаил Савицкий картины – 16

Витебские ворота

художник Михаил Савицкий картины – 17

Казнь

художник Михаил Савицкий картины – 18

Отбор. Уничтожая узниц женских концентрационных лагерей, фашисты отбирали самых молодых и красивых для медицинских экспериментов.

художник Михаил Савицкий картины – 19

Поющие коммунисты

художник Михаил Савицкий картины – 20

Клятва

художник Михаил Савицкий картины – 21

Эти выжили

художник Михаил Савицкий картины – 22

Хлеб нового урожая