Имя этого художника сегодня почти забыто. А двести лет тому назад Никанор Григорьевич Чернецов был известным художником – кабинет А.С. Пушкина украшал пейзаж Чернецова «Дарьяльское ущелье».
Художник Никанор Григорьевич Чернецов родился в июне 1804 года в Костромской губернии в городе Лух, в семье иконописца и был третьим из четырех братьев, которые впоследствии все стали художниками. С раннего детства Никанор постигал тайны живописи под руководством своего старшего брата Евграфа.
В 1823 году Никанор Григорьевич выехал в Санкт-Петербург, где уже учился, в Императорской Академии художеств, один из старших братьев Чернецовых Григорий. Григорий поступил в Академию в 1819 году благодаря хлопотам известного собирателя русских древностей и предметов искусства Павла Петровича Свиньина, который рекомендовал молодого художника Обществу поощрения художников. Помог П.П. Свиньин и Никанору.
Общество поощрения художников приняло в свои ряды Чернецова-младшего, способствовало поступлению Никанора в академию. Сначала как вольнослушателя, а через два года и как полноправного студента.
Учился Никанор Чернецов в мастерской пейзажиста Максима Никифоровича Воробьёва.
В 1827 году Никанор Григорьевич окончил академию с большой золотой медалью и званием классного художника. В том же году выпускник академии Н.Г. Чернецов был командирован в Ревель, а ещё через два года на Кавказ.
В 1831 году художник был удостоен звания «назначенного академика» и был назначен в «Исаакиевскую комиссию построения Александровской колонны».
С 1833 по 1836 годы Никанор Григорьевич проживал в Одессе и состоял на службе у новороссийского губернатора М.С. Воронцова, много путешествовал по берегам Чёрного моря и создал просто огромное количество акварелей и рисунков с черноморскими пейзажами.
После 1836 года творческая судьба художника тесно связана с судьбой его брата Григория. В 1836 году братья Чернецовы совершили путешествие по берегам Волги. Результатом этого путешествия стала грандиозная 746-метровая панорама берегов русской реки, которую братья назвали «Параллель реки Волги»: панорама состояла из ленты склеенных между собой 1982 ватманских листов, закреплённых на вертикальных цилиндрах и расположенном за окном, стилизированным под окно каюты парохода. При перематывании ленты зрители могли наблюдать волжские пейзажи «за окном парохода».
Никанор Чернецов нарисовал правый берег, а левый берег был написан Григорием Чернецовым.
Панораму показали императору Николаю I – братья надеялись на вознаграждение и последующую публикацию панорамы отдельным альбомом. Однако, император работу похвалил, и… Всё. Панораму отправили в библиотеку Эрмитажа. Эта работа художников была настолько популярна у публики, что в результате частой демонстрации очень скоро пришла в негодность (в середине 1880-х годов от панорамы остались одни обрывки).
В 1840 году братья Чернецовы выехали в Италию, посетили Египет, Турцию и Палестину. За написанные в этом путешествие работы Никанору Григорьевичу Чернецову было пожаловано звание живописца при дворе Его императорского Величества с жалованием.
С 1848 года братья жили и работали в Петербурге, регулярно участвовали в проводимых академией выставках.
Скончался русский живописец, академик пейзажной живописи Никанор Григорьевич Чернецов в январе 1879 года в Санкт-Петербурге.
Картины художника Никанора Григорьевича Чернецова
РЕКОМЕНДУЮ: Художник Лев Лагорио (1827 – 1905)
Боже, какое приятное знакомство! Невероятно хороши картины! Повеяло Италией:)
Благодарю!
Пожалуйста! Жалко, что очень мало репродукций Никанора Чернецова в приличном качестве. Спасибо Вам за комментарий!
Боже-Боже-Боже…Повеяло Россией ! :)))
Чудесный пост . Спасибо большое
Спасибо большое за Чудесный пост .
ХУДОЖНИК ДЕЙСТВИТЕЛЬНО
ХОРОШИЙ — В НЕМ ЕСТЬ ПОЭЗИЯ
====== Никанор Чернецов =======
если он висел в кабинете у Пушкина
— значит был не столь богат и ловок
у Пушкина не было денег на коллекционирование…
но то что он нравился поэту
— в это можно поверить
разглядывая картины — они все
какие-то странные — с живинкой:
то джентльмен стоит на развалинах
в цилиндре подперев руку…
— какая живая непосредственная деталь!
то колорит так распределяет свои акценты
— что пейзаж оживает в особом ракурсе
как сновидение… как волшебное зрение…
-=-