Художника Василия Пукирева иногда называют автором одного шедевра. Что не совсем верно. Василий Владимирович создал целую галерею замечательных полотен. Просто «Неравный брак» оказался «выше на голову» не только для творчества самого автора, но и для всей русской живописи.
Биография художника Василия Пукирева
Художник Василий Владимирович Пукирев родился в 1832 году в бедной крестьянской семье. В юные годы стал учеником иконописца в Могилёвской губернии и только благодаря счастливому стечению обстоятельств был зачислен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В училище талантливого юношу заметил и взял под своё покровительство профессор С.К. Зарянко.
В 1850 году за представленные руководству училища рисунки, Василий Пукирев был удостоен звания учителя рисования в гимназиях. Ещё через пять лет, в 1855 году, за портреты дочерей Геркена молодой человек получил звание неклассного художника. В 1858 году Пукирев окончил училище со званием «свободный художник».
А через два года после окончания училища за представленный на выставку академии портретный этюд «Девушка» свободному художнику Пукиреву было присвоено звание академика исторической и портретной живописи Императорской Академии живописи. После получения звания Василий Владимирович получил казённую квартиру и должность преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
За счёт средств Московского общества любителей живописи Пукирев дважды выезжал за границу «для обозрения галерей и художественных произведений».
В 1863 году на ежегодную академическую выставку тридцатилетний Пукирев представил картину «Неравный брак». И это полотно стало сенсацией выставки и русской живописи. Автор был удостоен звания профессора, полотно моментально выкупил Третьяков, по России поползли слухи… Говорили, что после появления картины престарелые генералы и равные им по чину господа начали массово отказываться от женитьбы на молодых невестах.
В частности, историк Костомаров признался своим друзьям¸ что после просмотра «Неравного брака» отказался от венчания с молодой суженой. Полотно было написано настолько сильно, а образ седого «жениха» получился настолько неприглядным и отталкивающим, что историк не пожелал оказаться на месте этого персонажа. Тем более, что публика дала картине своё название – «Кощей с невестой».
Последующие работы художника («Ревность женщины», «Несостоявшийся брак», «Письмо Татьяны» и другие) пользовались успехом, тепло принимались публикой, технически были более совершенными, но по своей актуальности и внутренней психологии явно уступали «Неравному браку». Впрочем, нужно признать, что некоторые картины художника действительно были написаны ниже установившегося среднего уровня русской жанровой живописи конца девятнадцатого века.
Кроме картин художник писал иконы, совместно с А.К. Саврасовым подготовил для академии «Курс рисования», много времени отдавал преподавательской деятельности.
Однако, здоровье художника начало ухудшаться и в 1873 году Пукирев был вынужден отказаться от преподавания в училище. Только через шесть лет коллеги смогли добиться для Василия Владимировича небольшой пенсии, но живописец продолжал сильно нуждаться и в 1890 году умер. В бедности и полном забвении. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Андрей Сомов в приложении к «Вестнику изящных искусств» поместил небольшой некролог:
Среди своих товарищей и учеников он оставил по себе тёплое и прочное воспоминание, а в истории русского искусства – блестящий, хотя и короткий след.
Картины художника Василия Владимировича Пукирева
Прекрасные картины,спасибо