Художник Генрих Ипполитович Семирадский – русский художник, виднейший представитель русского академизма, прославившийся монументальными полотнами из истории Древней Греции и Древнего Рима, библейскими сюжетами, академик и профессор Императорской Академии художеств, академий Рима, Турина, Берлина, Стокгольма, член-корреспондент французской Академии изящных искусств.
Генрих Семирадский (при рождении Генрик Гектор Семирадский) родился в октябре 1843 года в семье драгунского офицера польского происхождения Ипполита Семирадского, в слободе Ново-Белгород недалеко от Харькова.
Первые уроки рисования Генрих получил во время обучения во Второй Харьковской гимназии – его учителем стал Дмитрий Безперчий (ученик Карла Брюллова). Отец поощрял занятия сына живописью, но не относился к этим занятиям серьезно, поскольку не считал живопись серьезным занятием, которому можно посвятить свою жизнь.
В 1860 году, по требованию отца, Генрих поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет и изучал естественные науки. Четыре года Семирадский учился в университете и посещал уроки рисования. В 1864 году успешно защитив выпускную работу в университете, с богатой коллекцией бабочек (бабочек художник собирал всю жизнь), будущий художник отправился в Петербург для поступления в Императорскую Академию художеств.
По пути в Петербург Генрих Ипполитович заехал в Москву, увлекся театром и балетом, публичной жизнью старой столицы, но вовремя вспомнил, что ехал в Петербург с некоей целью.
В 1864 году Генрих Семирадский стал вольнослушателем Академии, поскольку на общих основаниях в Академии могли учиться молодые люди, которые не достигли возраста 20 лет. Статус вольнослушателя предполагал платное обучение (25 рублей в год) и позволял вольнослушателю участвовать в конкурсе на Малую золотую медаль. А Малая золотая медаль давала право своему обладателю на шестилетнюю пенсионную поездку в Европу за государственный счет.
Генрих успешно занимался живописью, получал награды и премии, постоянно посещал концерты и музыкальные представления – он так и не приобрел друзей. Можно говорить о небывалом интеллекте, которому трудно было соответствовать (так пишут некоторые биографы), а можно – о ярко выраженной гордыне. В одном из своих писем он называет Академию «фабрикой», а Совет Академии – «кольцом старых идиотов».
В 1870 году вольнослушатель Семирадский получил Большую золотую медаль и отправился в заграничное турне. Сначала был Мюнхен, а потом художник перебрался в Рим. В Риме Семирадский обосновался на долгие годы и в России бывал только наездами. Пока он жил в Риме Академия присваивала живописцу очередные звания. Из России же художник получал и заказы на картины, в том числе и заказы официальные.
Нужно сказать, что круг «излюбленных» сюжетов Семирадского был достаточно узок — картины из жизни Древней Греции и Древнего Рима, библейские сюжеты, картины из истории Древней Руси и портреты.
Нужно сказать, что критики и художники часто критиковали Семирадского за сумбурность композиции, скученность и холодность, неестественность и т.д. Однако, публике работы художника нравились – разноцветный мрамор, множество мелких и хорошо прописанных аксессуаров, душевные трепетные сюжеты.
Однако, были такие картины, которые просто закрывали рты критикам. Я не буду их перечислять – я их покажу вам в галерее.
Пользовались большим успехом и другие работы художника – росписи в храмах, картины для Исторического музея.
Умер художник в 1902 году и был похоронен в Варшаве, однако в 1903 году прах художника был перевезен в Краков и захоронен в костеле.
Картины художника Генриха Ипполитовича Семирадского
Генрих Ипполитович! Семирадский!!! Несказанное удовольствие ещё раз встретить на страницах вашего сайта это Имя и работы знаменитого Мастера Живописи!!! Сказочно красивые работы! Восторгу моему нет предела!!! Сюжеты великолепны, но даже, как писал один из критиков, если бы на картинах не было людей они были бы шедеврами! И это верно, пейзаж, написанный с любовью и вниманием, был бы прекрасен и сам по себе! Душа отдыхает и любуется солнечным днём Генриха Ипполитовича, природой, которую он так любил писать, поражая редким умением передать небо, воздух, пространство заполненное светом!
Богатое наследие оставил именитый художник, велико же было моё изумление и обида, когда, узнала, что картины Семирадского, считались современниками-передвижниками «чертополохом, который нужно выполоть»?! А Вы нам рассказали и показали совершенно обратное и я этому рада!
Замечательная галерея во всём: и в части жизнеописания, раскрытия творческого пути живописца, и в превосходном подборе картин — «картин, которые просто закрывали рты критикам. Я не буду их перечислять – я их покажу вам в галерее», и Вы с блеском выполнили свое обещание, значительно пополнив галерею работ Художника!!! Любуюсь картиной каждой и непременно унесу в собственный бложек с благодарностью! А открыли Вы галерею замечательным, я бы сказала триумфальным полотном автора «Христос и грешница!
На дерзкой деве самохвальной
Остановил свой взор печальный.
***
И в первый раз гнушаясь зла,
Она в том взоре благодатном
И кару дням своим развратным,
И милосердие прочла;
И, чуя новое начало,
Ещё страшась земных препон,
Она, колебляся, стояла…
И вдруг в тиши раздался звон
Из рук упавшего фиала…
***
И пала ниц она, рыдая,
Перед святынею Христа.
Браво А. К. Толстой! Брависсимо художник Г.И. Семирадский! Огромное спасибо Вам за художника Семирадского, и отдельно за возрождение сайта! Всяческих благ и успеха Вам!
Просто слов нет… Сильный комментарий! Спасибо Вам большое!
Любовь и голод правят миром.